В киноархивах нашли неизвестный фильм «Тихий Дон» с Николаем Рыбниковым

Ленту 1953 года показали на фестивале в Белых Столбах

4 марта 2016 в 19:35, просмотров: 8090

В подмосковных Белых Столбах, где располагается Госфильмофонд РФ, завершился XX фестиваль архивного кино. Среди его гостей – не только киноведы со всего мира, но и классики мирового кино – Марлен Хуциев, Александр Сокуров, Никита Михалков. Их отметили за вклад в кинематограф.

В киноархивах нашли неизвестный фильм «Тихий Дон» с Николаем Рыбниковым
Николай Рыбников и Клара Румянова в "Тихом Доне". Фото предоставлено фестивалем "Белые столбы"

Одна из самых интересных ретроспектив нынешнего фестиваля - «Геловани до Сталина», посвященная досталинскому периоду творчества актера Михаила Геловани. По иронии судьбы он умер 21 декабря 1956 года в день рождения вождя и в год, когда тот был развенчан. После роли Сталина ничего другого ему играть не дозволялось. А ведь был он успешным комедийным актером, играл героев, находящихся на грани безумия. Да и в собственных режиссерских опытах выводил персонажей, потерявших рассудок.

Его картина «Молодость побеждает», снятая в 1928 году, рассказывает о кровной мести. В Аджарии 20-х годов прошлого века комсомольцы борются с пережитками прошлого. На фоне лозунгов: «Долой рабство! Да здравствуют освобожденные женщины Востока!» молодые женщины и старухи поочередно выходят на сцену и под аплодисменты трудящихся сбрасывают чадру. Только дед недовольно мотает головой. «Кровная месть – пережиток варварства и ему не должно быть места на советской земле».

Вот молодые комсомольцы из воинствующих родов примиряются, хотя понимают, что если родственники узнают - убьют.

Кадр из фильма "Злой дух" (Геловани). Фото предоставлено фестивалем "Белые столбы"

Главное предложение своей жизни Геловани получил в 1935 году. Портретного сходства со Сталиным у него не было. Но Кремль сделал ставку на красавца с прекрасным голосом, от которого сходили с ума барышни Батуми и Кутаиси, даже из Тифлиса наведывались поклонницы на батумские спектакли своего кумира. Романсы он пел превосходно. Геловани понимал, что играл не Сталина, как такового, а представление советского народа о вожде. Идеального кандидата на эту роль искали долго и безуспешно, и потом продолжали это делать, когда Геловани, казалось бы, был вне конкуренции. И нашли в 1948 году Алексея Дикого. А Геловани доходил в своих думах о Сталине до галлюцинаций, видел его во сне. Там Сталин обвинял его передразнивании. За роли вождя Геловани получал приличные деньги, но с толком распорядиться ими не смог. Квартиру в Москве ему пробивал Марк Бернес.

В разделе студенческих работ показали 26-минутную дипломную работу «Тихий Дон», снятую учениками Сергея Герасимова в 1953 году. На экран она не выходила. Первокурсник Николай Рыбников сыграл Михаила Кошевого, а его жену Дуняшку – Клара Румянова, которую многие теперь знают как актрису, озвучившую Зайца в «Ну, погоди!». Рыбников здесь не привычный лирический герой, не простой рабочий парень, а весьма жесткий человек, и актер его играет скупо и убедительно. По этому пути Рыбников дальше не пошел.

Гришку Мелехова сыграл неизвестный никому артист Владимир Маренков. Сам Герасимов еще в 1939 году хотел экранизировать роман Шолохова, но получил отказ. Отношение к писателю было неоднозначным. Но Герасимов свою идею не оставлял. Он и сам вырос среди оренбургских казаков. Со студентами ставил фрагменты романа и только в 1956 году приступил к съемкам. Но своих студентов не позвал, хотя Рыбников был его любимым учеником. Повезло только Зинаиде Кириенко и Валентине Хмара.

И еще несколько любопытных студенческих находок обнаружилось в архивах. В в 1959 году первокурсник Элем Климов снял 11-минутный фильм «Осторожно! Пошлость». И это настоящий раритет. Нет негативов и других позитивов. В Белых Столбах состоялся последний показ этой копии, которая в очень плохом состоянии и подлежит реставрации. Климов снял картину, направленную против мещанства, обличал продавцов и покупателей рыночного ширпотреба.

Главной героиней фильма стала кошка-копилка. Закадровый голос обличал: дома сносят, а ее не вытравить, гораздо легче построить новый дом, чем уничтожить эту кошку. На рынке такой товар представлен богато. Назидательно сообщается: «Мусор бросайте в урны, а не развешивайте и не выставляйте на прилавке». Передовые советские строители устраивают выставку безвкусицы, становятся борцами за хороший вкус. Работу первокурсника показали по Центральному телевидению, его купила Польша — по нынешним временам это удивительный факт. Но мастера его припечатали. Непонятно, снимал Климов все это в шутку или вполне серьезно. По молодости он многого не понимал, но потом вспоминал, как его поставили на место классики.

Будучи студенткой Динара Асанова в 1965 году экранизировала рассказ Юрия Казакова «На полустанке». Но ее учебная работа во ВГИКе она не сохранилась. Ее не так давно обнаружили на «Ленфильме». Так что в Белых Столбах состоялась премьера. Свою единственную роль сыграл в будущем прославленный драматург Эдуард Володарский, сценарист фильмов «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Мой друг Иван Лапшин», «Жизнь и судьба». Его герой прощается с девушкой с каракулевым вортничком (прекрасная работа Аллы Мещеряковой) и только запрыгнув на подножку уходящего поезда, признается: «Слышь, не приеду я больше». У Казакова – поздняя осень, у Асановой - ранняя весна. И ощущение несостоявшейся весны.

В разделе «Комические» вспомнили последнюю звезду немого кино, появившуюся на экране в трехлетнем возрасте Бэби Пэгги. Она была очень популярна в СССР, а когда заболела пневмонией, за нее переживала вся Америка. За три года она снялась в 150 картинах. Сегодня Дайане Серре Кэри 97 лет. По сути она - Чарли Чаплин в детском обличье. В «Маленькой проказнице» 1922 года она катается на качелях, к которым прикреплен тяжеленный утюг, колет им грецкие орехи. Потом бреет собачку, вместо пены для бритья подсовывает отцу что-то вроде гуталина. За ней гоняются с ножами здоровенные дядьки, но разве такую проворную поймаешь.

На эпигонов Чаплина нынешний фестиваль был богат. В 1913 году появился Гарольд Ллойд. Некогда вечно голодный и неприкаянный статист, он познакомился в трамвае, идущем в Голливуд, с таким же нищим собратом Хэлом Роучем. А тот вскоре разбогател, благодаря неожиданному наследству, организовал собственную студию. И Ллойд стал звездой, подражал Чаплину нещадно. Его герой – спешащий горожанин в котелке и с такими же усиками. Едет на велосипеде, на ходу бреется, так же на ходу ест, читает газету. В титрах сообщается, что Ллойд оттолкнулся от приемов Чаплина, работает на эксцентрическом трюке и не всегда оправдывает содержание. И в самом деле, похож на Чаплина, но нет трогательности, комизма, уязвимости прототипа.

Архивисты извлекли и 18-минутное «Кино» Владимира Эрвайса, снятое на «Таджикфильме» в 1971 году о том, как киномеханник показывает «Гамлета» Козинцева в кишлаке Памира. Все о нем слышали, но почти никто не видел. Шекспир «переводится» на местное наречие механиком, убого пересказывается, но производит неизгладимое впечатление на неискушенного зрителя. И сам рассказчик перевоплощается в принца датского. Хроника советской кинематографии 1919-1934 годов, снятой к 15-летию советской кинематографии, запечатлела культпоход красноармейцев на «Чапаева». Руководитель киноведомства того времени Борис Шумяцкий позднее будет расстрелян. Целый блок посвятили Сергею Эйзенштейну: тут его занятия со студентами, речь на английском языке, произнесенная в 1941 году на митинге в Москве. Это всего 3 минуты хроники «Братья евреи всего мира». 35-минутный спецвыпуск запечатлел гражданскую панихиду и похороны на Новодевичьем кладбище самого выдающегося советского кинорежиссера.

В одной из самых знаменитых синематек мира в итальянском городе Болонья тоже проводят небольшой фестиваль для студентов и специалистов, где показывают редкие фильмы. Их также демонстрируют на открытой городской площади. Поскольку используются для показа старые технологии, то можно почувствовать запах углерода. Архивные картины идут еще в шести кинотеатрах. «Это рай для тех, кто любит кино. По одному отреставрированному фильму выпускаем каждый месяц и показываем в разных городах» - рассказал «МК» сотрудник Синематеки Болоньи Андреа Пераро в дни Культурного форума на «Ленфильме». А сын знаменитого голландского режиссера Йоса Стеллинга – Жеф Стеллинг – руководит двумя артхаусными кинотеатрами в Утрехте. Так вот там очень дорогие билеты, потому что предполагается не просто просмотр фильма, но целая акция – общение, лекции, возможность поужинать и выпить вина. У нашего Госфильмофонда есть прекрасный кинозал в центре Москвы и свой зритель, всегда есть, что показать. Свидетельство тому - кинофестиваль архивного кино, где на протяжении 20 лет умудряются чем-то удивлять и не повторяться. Но как заинтересовать широкий круг людей, молодежь, привить ей вкус к кинораритетам - пока это вопрос времени и большого труда.



Партнеры