Главную награду на Суздальском фестивале получила картина "До любви"

Президент фестиваля Константин Бронзит руководил им из Токио

В Суздале завершился главный мультипликационный киносмотр страны - XXI Открытый российский фестиваль анимационного кино. На пять дней его президентом стал номинант «Оскара» Константин Бронзит. Год назад коллеги признали его фильм «Мы не можем жить без космоса» лучшим. Вот он теперь и и царствовал. Правда, заочно. До Суздаля не доехал, поскольку работал в жюри в Токио.

Президент фестиваля Константин Бронзит руководил им  из Токио
Константин Бронзит из бумаги

Суздальский фестиваль не похож ни на один другой. В зале постоянно вопят младенцы, и никого это не раздражает. Молодые режиссеры и аниматоры приезжают сюда семьями. Ребенок может на самокате въехать в зал, где ученые мужи рассуждают о проблемах анимации, отказывают ей в праве называться искусством. И президент в Суздале странный - больше пяти дней у власти не задерживается. Константин Бронзит вообще растворился на мировых просторах, но и без него жизнь шла своим чередом. Только бумажное изображение Константина украшало фестивальное пространство. Бронзит обратился к нам с посланием: «Наша чёртова анимация – самый загадочный вид искусства! Создавая фильмы, мы проходим все круги творческого ада: от бессонницы до полного забытья, от радости до разочарования, от страсти до апатии, от победы до поражения… Мне кажется, творческий процесс по своей сути настолько интимный, что в его моменты ты все прекрасно про себя знаешь. Знаешь, где был честен, а где слукавил. Самая страшная опасность, которая подстерегает нас на нашем пути, это потеря «памяти самого себя». Это безвозвратный момент, когда ты начинаешь фальшивить и не замечаешь этого, когда ты забыл, как был ребенком. Маленькие дети не лгут, а начав лгать, испытывают чувство страха и незнакомое чувство вины. Вот это самое страшное: «заблудить» себя в искусстве, потерять ориентиры, но продолжать топтать маленькое пространство вокруг себя, все сильнее вытягивая шею». Но лекарство есть – учителя и друзья. Именно они, а не льстецы и знакомые дилетанты, «в минуту опасности скажут тебе все, что следует. И пара рюмок для этого вовсе не понадобится».

Член жюри Сергей Никитин

Жюри под руководством режиссера анимационного кино, художника Алексея Демина, который в день закрытия фестиваля отмечал 60-летие, присудило Гран-при 19-минутной картине «До любви» Игоря Ковалева - своего рода гуру в анимационном сообществе. В свое время Ковалев был одним из организаторов студии «Пилот», художником-постановщиком «Пластилиновой вороны», а потом 20 лет работал в США, переманил туда с «Пилота» своих коллег- художников, в том числе и Дмитрия Маланичева. Дмитрий теперь живет в Лос-Анджелесе, стал арт-директором телесериала «Симпсоны». А с Ковалевым он совершает нечастые забеги на территорию авторского кино, стал художником-постановщиком «До любви». Продюсером картины значится Тимур Бекмамбетов, а это уже отдельная песня и особая жизнь для маленького фильма. Ковалев и Маланичев рассказали о предчувствии любви, а скорее – о «недолюбви». Персонажи с яркой азиатской внешностью испытывают странные чувства друг к другу, понять которые дано не всем. Анимационное сообщество в восторге от картины, но эмоционально она не затрагивает.

Приз за лучший короткометражный фильм получила патриархальная «Мама-цапля» Марины Карповой из Минска – о терпимом и сердечном отношении друг к другу. Великодушная цапля пригрела медвежонка, утенка, оказавшихся в беде. Любому жучку или паучку она готова стать матерью. Спецприз жюри с формулировкой «за юмор и авантюризм» достался лихому «Питону и сторожу» Антона Дьякова. Сторож забулдыжного вида, работающий в зоопарке, и полуживой питон становятся закадычными друзьями, даже спят вместе. Специальный приз жюри «за создание сложного женского образа» получила «Кукушка» Дины Великовской, прекрасно работающей в не самой теперь популярной кукольной анимации. Она – мастерица, но поскольку все время учится и совершенствуется, то и проходит по разряду вечной студентки. У Дины всегда много деталей, очень важных в мультипликации, рождающих множество ассоциаций и остающихся в памяти.

В категории «Лучший студенческий фильм» «за превращение трагедии в балаган» жюри отметило смешную 5-минутную картину «Гамлет. Комедия» Евгения Фадеева. Так обычно и бывает, когда школьников приводят на спектакль классом, - абсурд достигает апогея. За железнодорожную романтику жюри наградило дипломом студенческий фильм «Вокзальная история» Ирины Богдановой. Эта симпатичная рисованная картина о буфетчице, безнадежно влюбленной в проводника проходящего поезда, очень похожа на фильм «Уборная история - Любовная история» Константина Бронзита. Железнодорожная тематика нашла продолжение в фильме «В стороне» Александры Аверьяновой о путеобходщице с бездонными глазами и в оранжевом жилете, несущей службу на крошечном полустанке. Проходящий поезд – единственное событие в ее однообразной жизни. Ради мгновения она красит ресницы и губы, но кто на это обратит внимание.

Мультфильмы рождаются из самого разного материала – из песка и чая, веревочек и кофейных зерен. Алена Ребезова, получившая диплом «за мастерское использование доступных материалов», сделала «Долесу» из картонных коробок. И упаковочный материал оказался на удивление фактурным. Кто-то щедро использует хронику и фотографии давно минувших лет, как Георгий Богуславский в «Кораблях прошлых лет», отмеченных за лучший дебютный фильм.

«Лучшим сериалом» стал эпизод Алексея Миронова «Лучшее место в мире» из проекта «Ми-ми-мишки». Вручало награду отдельное жюри, которому досталось нелегкое бремя просмотреть всю коммерческую анимацию, включая шесть полнометражных картин. Среди последних победила «Снежная королева 2. Перезаморозка» Алексея Цицилина. С полнометражной анимацией у нас беда. На экране – гиперагрессивные и уродливые герои, нацеленные на зло и уничтожение. Они делают бомбы из теста со словами «У нас в Москве все умеют бомбы мастерить», врут, что в разведке служат. Какое время – такие песни. За полнометражные проекты берутся иногда отчаянные люди, прежде в анимации не замеченные. Они создают а ля патриотические «блокбастеры», находят на свои опусы немалые деньги, а потом забивают несчастным детям головы куцыми идеями.

Разбирая работы студентов, классик Юрий Норштейн говорил: «Не хватает романтики! Нет воздуха! Нет поэзии! Режиссер – это сволочь. И должен быть сволочью. Еще Феллини говорил, что его превратили в негодяя. Что такое режиссер? Сам ничего не делает, всех гоняет, а потом говорят, что фильм режиссера такого-то».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27060 от 22 марта 2016

Заголовок в газете: Аниматоры добрались «До любви»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру