Юбилей музыкального фестиваля в Белгороде отмечали и на земле, и под землей

Бах в шахте, джаз и Белогорье

20 марта 2016 в 21:23, просмотров: 2474

В этом году детищу музыканта Борислава Струлева, который одним из первых стал исполнять джаз на виолончели, написал саундтрек к фильму Люка Бессона «Турбулентность» и выступает на ведущих мировых площадках вроде Карнеги-холл, исполнилось 5 лет. Несмотря на статус международного, название BelgorodMusicFest звучит по-семейному трогательно — «Борислав Струлев и друзья».

Юбилей музыкального фестиваля в Белгороде отмечали и на земле, и под землей
Фото: Антон Черев

Подружиться виолончелист-виртуоз успел с Мишелем Леграном, Еленой Образцовой, Святославом Бэлзой, Виктором Третьяковым, Аркадием Лейтушем и другими яркими звездами на классическом музыкальном небосклоне, которые в разные годы участвовали в мероприятии. В этом году его основатель собрал на сцене не менее ярких артистов, а сам в один из дней проведения уехал в Губкин, чтобы сыграть там в шахте на глубине 340 метров сюиты Баха.

Борислав Струлев, как добрый волшебник, каждый раз придумывает для публики новые сюрпризы, которые преподносит ей в каждый из праздничных вечеров: фестиваль длился больше недели, а концерты проходили с перерывами в несколько дней. В этот раз, например, в программе была «Ночь в органном зале» — атмосферное действо, в котором соединились элементы различных искусств. «Живой Паганини» из США Александр Марков, как его называют критики, играл на своей рок-скрипке, актер Василий Мичков, ставший также ведущим всех вечеров, читал стихи под аккомпанемент органа и скрипки, дополнял звучание оркестр камерной музыки Mezzo Music под руководством скрипачки Натальи Боровик.

В другие дни свое мастерство показывали гостям лауреат «Грэмми» и обладатель звания «Лучший бас мира» Ильдар Абдразаков, лауреат первой премии на Международном конкурсе дирижеров имени Георга Шолти во Франкфурте Хосе Луис Гомез, протеже легендарного Дэйва Брубека джазовый пианист Eldar и еще целая плеяда дарований из разных стран, играющих классику и джаз.

Однако главным событием в рамках BelgorodMusicFest стало именно выступление Борислава Струлева в губкинской шахте. «МК» спустился вместе с артистом под землю, а также стал свидетелем еще одного концерта фестиваля уже на поверхности — «Все лучшее из Европы».

■ ■ ■

В Губкин я отправилась сразу с поезда, а оказавшись на предприятии — тут же получила каску и пару перчаток, чтобы спуститься в глубины. Инструктаж по технике безопасности, скоростной спуск на лифте, как из фильма ужасов, который шахтеры называют «клетью», пешая прогулка по лабиринтам шахты — и мы оказались в просторной белой пещере, которая изначально предназначена для ремонта автотехники, но на день превратилась в концертный зал для двухсот человек. До Борислава Струлева идея устроить концерт для горняков прямо на их рабочем месте не приходила в голову никому.

Публика была более чем благодарна. «Теперь я точно, несмотря на двухчасовую дорогу от Губкина до Белгорода, доберусь до филармонии, чтобы сходить на концерт классической музыки», — делился эмоциями с «МК» один из шахтеров.

Горняки радостно встречали и провожали гостей, внимательно и с интересом слушали сюиты Баха, арию из оперы «Таис» французского композитора Жюля Массне и стихи Пушкина в исполнении Василия Мичкова, искренне удивлялись происходящему и бурно аплодировали. Для них музыкальное действо под землей было настоящим праздником. Чтобы еще больше поднять им настроение, рядом с сидящим залом накрыли стол с чаем, кофе, пирожками и сладостями.

Проблем со звуком не было ни на первых, ни на последних рядах: казалось, эта пещера в шахте уже давно функционирует как концертная площадка. Акция была посвящена памяти погибших в воркутинской шахте «Северная» (по трагической случайности, несчастье произошло буквально за несколько дней до концерта в Губкине). Специальными гостями стали заместитель полпреда президента в ЦФО Мурат Зязиков, председатель облдумы Василий Потрясаев и митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, который благословил музыканта на выступление.

В финале представитель Книги рекордов России наградил артиста сертификатом, в котором был зафиксирован рекорд — игра на виолончели на глубине 340 метров. Однако Борислав не столько радовался рекорду, сколько восхищался и тем, что удалось порадовать шахтеров, и их трудом: «Вы представляете, люди взяли и одухотворили недра, сделав здесь такую шахту, и трудятся на благо нас с вами, — говорил Борислав, когда мы уже поднимались на поверхность. — А зал! Я был в шоке, когда увидел, как прекрасно он был подготовлен для выступления. Все вычищено, выбелено. Те, кто делал это, — настоящие профессионалы».

■ ■ ■

Конечно, совсем не похожим на подземные глубины, пусть даже и выбеленные, оказался новый зал Белгородской филармонии — просторная высокая сцена, красные бархатные кресла, интерьер, отделанный позолотой, — все как в лучших музыкальных холлах мира. Собственно, название концерта соответствовало обстановке — «Все лучшее из Европы». Хотя он и длился более трех часов, оба отделения пролетели на одном дыхании. К тому же оказавшийся на соседнем сиденье дирижер Хосе Луис Гомез, который уже успел показать свою программу в один из предыдущих фестивальных дней, а теперь наслаждался концертом коллег как зритель, не давал мне скучать своими по-доброму шутливыми комментариями. «Смотрите, это российский Джордж Клуни», — улыбнулся Хосе, когда на площадку поднялся ведущий Мичков.

Фото: Антон Черев

Открыли вечер «Праздником» гитариста и композитора Виталия Кися, которому аккомпанировал струнный оркестр Mezzo Music. У Виталия — богатая история. Солист Московской государственной филармонии окончил знаменитую РАМ им. Гнесиных, сотрудничал с известными симфоническими оркестрами — «Виртуозы Москвы», «Musica Viva», джаз-оркестром фонда Олега Лундстрема и др., а также участвовал в создании саундтреков ко многим российским фильмам и сериалам («Час пик», «Кармелита», «РэПэПэ»).

Еще одной изюминкой концерта стало выступление Ороса Золтана из Венгрии, который играет на аккордеоне с 4 лет и гастролирует по всему миру, демонстрируя практически безграничные возможности своего инструмента. Гостям фестиваля он сыграл и «La foule» из репертуара Эдит Пиаф (Золтан — обладатель первой премии конкурса французского шансона, исполненного иностранными музыкантами, в Париже), и «Турецкий марш» Моцарта, «Забвение» и «Либертанго» Астора Пьяццоллы, «Чардаш» Витторио Монти и «Балканскую мелодию» в собственной аранжировке. На бис же артист порадовал публику всенародно любимой нетленкой Флориана Германа «Очи черные». Кажется, громоздкий аккордеон в его руках превращался в изящную волшебную шкатулку, которая может воспроизвести любые звуки.

Приехала в Белгород и участница одного из телешоу талантов Алевтина Полякова, владеющая одинаково хорошо и вокалом, и тромбоном. Певица устроила зажигательное джазовое шоу, исполнив игривую «Sweet Georgia Braun» Масео Пинкарда и еще целый пул джазовых песен с квартетом тромбонов Jazz Guardians, так что многие зрители стали пританцовывать, сидя в креслах. В финале сета к взрослым джазменам присоединился самый юный участник фестиваля — одиннадцатилетний трубач Лев Деменчук, сыгравший с коллегами знаменитый «Караван» Хуана Тизола.

Вишенкой на торте стало выступление камерного ансамбля «Янушка», музыканты которого родом из Братиславы, но давно живут и работают в Вене. В их распоряжении было все второе отделение, в котором они устроили шоу из музыки Паганини, Майкла Джексона, вальсов Штрауса и композиций других известных классических и популярных музыкантов.

■ ■ ■

«То, что реально происходит в мире классического и джазового искусства, к сожалению, не показывают по телевизору, — говорит Борислав Струлев, — и миссия фестиваля в том, чтобы люди увидели и услышали это. Мне хочется, чтобы как можно больше людей узнало о том, какие таланты живут и творят в самых разных странах мира, как знакомить их с творчеством моих друзей-музыкантов, так и делиться новыми открытиями, которые я нахожу». Пока основателю BelgorodMusicFest это отлично удается, как и придумывать для программы каждый раз новые оригинальные ходы и программы.

Наталья МАЛАХОВА, Белгород–Москва.



Партнеры