Третьяковку заселили тюрлики Гелия Коржева

В галерее на Крымском Валу открыли необычную выставку

24 марта 2016 в 16:04, просмотров: 4690

Зал, где недавно висел Серов, отдали под самый острый и парадоксальный проект года — выставку Гелия Коржева. Для последнего великого русского реалиста пространство перемонтировали в лабиринт, где разместилось 150 его работ. Художник прославился военными и библейскими сериями, но кроме них были еще и знаменитые «Тюрлики». Фантасмагорических существ многие боятся и обходят стороной. Хотя именно в этом цикле Коржев в полной степени выразил свое трагическое мироощущение с присущим ему сарказмом.

Третьяковку заселили тюрлики Гелия Коржева
фото: Ксения Коробейникова

Живопись Коржева напряженная, биография непростая. В 10 лет он потерял родителей. Чтобы пережить потерю, начал отвлекаться на занятия в детских художественных студиях. Во время войны выехал с педагогами в Башкирию, где за два года проведенных в деревне осознал, что красота находится в природе и простых людях. И по возвращении ему повезло: приняли в Суриковку к самому Сергею Герасимову. Спустя семь лет Коржев сам стал преподавать, но в Строгановке. Тогда и написал свои самые известные картины: триптих «Коммунисты», «Следы войны» и «Мать», в которых отразился его фирменный стиль.

А в 1985-м мастер начал работать в совершенно новой манере: обратился к формам фантасмагории. Вместо советских людей его персонажами стали безумные существа в духе Франциско Гойя – тюрлики. Их лица искажаются, головы превращаются в птичьи клювы, тела горбятся и расплываются. Гибриды, монстры, полулюди-полузвери составляют жутковатое сборище.

– Период создания этой группы продолжался более 15 лет, – писал Гелий Коржев о тюрликах. – Я пытался фантастическим существам придать характер совершенной реальности. Был далек от мысли, что изображаю созданий, несущих зло и ненависть. Полагаю, что их мир существует параллельно нашему, и они во многом похожи на нас. Проблемы перерождения встают все ощутимее перед нашей страной. Мы начинаем жить не соприкасаясь с друг другом, параллельно.

Если имеешь дело с Коржевым, то приходится отказываться от клише. Поэтому выставка представляет большой эксперимент, а не традиционную академическую ретроспективу. Не ждите комфортных пространства и развески – не тот случай. И по лабиринту придется поплутать, и глаза задрать ближе к потолку, где тоже разместили произведения. Благодаря оригинальному подходу, удалось отразить совершенно нестандартного живописца, который для многих остается загадкой.

– Особенности эпохи, независимый характер, добровольное затворничество и уход от всякой публичности художника не позволяли организовать широкий показ его работ, — комментирует директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. — Будучи одним из самых известных живописцев 1960-80-х годов, мастер оказался почти неизвестен современному поколению. Коржев — сильный, яркий и недооцененный художник. Его картины при внешних признаках советской тематики про общечеловеческое, про то, что стало волновать людей со второй половины прошлого столетия, когда каждый обрел право на высказывание.



Партнеры