Архстояние-2016 покусилась на святое: в землю закопают настоящий Гелендваген

Кто в голове бомжа живет?

Фестиваль пространственных арт-объектов в Никола-Ленивце (национальный парк «Угра») постепенно становится международным брендом: в натуральных живописных декорациях Калужской губернии тонко и умно оттачиваются самые смелые художественные идеи, возникают невероятные постройки, скульптуры, башни, световые инсталляции; в один год лэнд-арт предлагает всем пересесть в «Ноев ковчег», или побороться с жуком-короедом, или — как в этот раз — ощутить парк «Версаль» (основное место размещения сооружений) в качестве Убежища (тема 2016), в котором можно схорониться от всевозможных санкций, которые так и сыпятся на голову...

Кто в голове бомжа живет?
Походная пагода. Фото: arch.stoyanie.ru

Только что отгремело уже традиционное детское Архстояние («101 гиперболоид»), призванное возбудить фантазию подростков, когда ребята сами (вместе с художниками) могли мастерить те или иные объекты, вавилонские башни, чтобы «дотянуться до небес» и освоить ряд навыков. Основное же Архстояние представляет девять актуальных проектов (прямо сейчас они возводятся), по которым мы мысленно прогулялись вместе с куратором — архитектором Антоном Кочуркиным.

— Антон, во-первых, давайте сразу сориентируем ценителей арх-свободы, которые еще не ездили за 220 км от Москвы: большинство новых объектов располагаются примерно вместе?

— Маршрут сейчас только разрабатываем, — говорит Кочуркин, — понятно, что все объекты находятся в парке «Версаль», но часть из них — например, закопанный автомобиль, или каменная «комета» (массивное инородное тело, «внушающее гипнотический ужас») — будут в стороне от основной экскурсионной тропы.

— Какой контекст вы вкладываете в тему «Убежище»?

— Убежище — тема давняя, наконец, решили реализовать: Никола-Ленивец изначально был убежищем от агрессивной городской среды; был оплотом тишины и спокойствия (сейчас, из-за количества туристов это уже не совсем так), художники здесь находили покой... и наше «Убежище» — это своеобразная реплика на то, как Никола-Ленивец когда-то начинался; понятно, что сейчас — это масштабный, признанный фестиваль, за которым следят во всем мире.

— Вот очень бы хотелось участия иностранных дизайнеров и архитекторов.

— Они будут, но только через год — это пока сюрприз. А «Убежище» в новом контексте — это место для развития; причем, тема мгновенно нашла отклик среди творцов (заявки приходили со всей страны), и в этом году работ больше, чем мы обычно планировали. Вот уже готовим на болоте опоры для «Моста», который строит группа Wowhaus; местные мастера по чертежам делают «Шишку» Ирины Кориной и Ильи Вознесенского.

...Железная шишка станет одной из доминант нынешнего Архстояния: только представьте, массивная конструкция (высота — 5,6 м), возведенная из 36-ти полицейских щитов словно бы предохраняет собой новый побег, развивающийся внутри: «Как чертик из табакерки, — комментируют художники, — появляется из земли верхушка будущей шишки; эта пагубная бесконечность образований напоминает нам о матрешечной системе, принцип матрешки в русской сказочной мифологии часто использовался для изображения смерти...».

— Где ребята только взяли эти щиты...

— Да, выбор интересный, равно как и контекст: сколько еще у России фронтов — один явный, второй скрытый...

Идем дальше — «упавшая комета» (огромный объект в комбинированной технологией изготовления и каменной поверхностью), чтобы ее найти — надо постараться, она скрыта от глаз; потом — армейская палатка, принявшая вид китайской пагоды (Комитет Аполлона и Patkonen projects). Потом — железный узел.

— О, этот новый тип скульптуры для нашего парка делает карельский художник, большой мастер, живущий в глуши, Дмитрий Жуков. Называется «Личная Вселенная №5», проект уникальный, поскольку и материал необычен (металлические пластины) и форма (в центр помещаются два живых человека, вокруг которых железо затягивается в узел). Вообще это черта Архстояния-2016: использовать материалы, о которых мы прежде и не думали, — скажем, Дмитрий и Елена Каварга создали «обитаемую скульптуру для людей» биоморфную по пластике и изготовленную полностью из полимеров, похожих на натянутую ткань...

Обитаемая скульптура для людей. Фото: arch.stoyanie.ru

Также скрытым от глаз будет настоящий закопанный Гелендваген (группа Archpoint):

— Ребята успешно участвовали в прошлом году, а сейчас они решили закопать дорогую машину, оставив только один люк на поверхности. Идея очень понятна, это наш проект-бомба: машина для многих стала предметом самосохранения, мы огромную часть жизни проводим в машине...

— К сожалению — да; и только в нашей стране по машине судят о достатке.

— Что ж, машина для россиян — это сохранение своего «Я»; но чтобы не нарушить в Никола-Ленивце визуальный ландшафт таким инородными телом, эту машину погружают в яму. Так она становится убежищем. Проект сатиричный, но одновременно очень глубокий по эмоции: ведь дорогая иномарка так и осталась для многих предметом преклонения.

...В завершение осматриваем перформанс известного не художника, но психолога Наиля Гареева (популярен метод его флоат-камер) — человек, сидящий в клетке и смотрящий на экраны телевизоров, по которым бегут мировые новости: смысл такой, что в современном обществе человека нужно спасать от информации, которая разрывает нас на части. Так вот в данном случае эта информация помещается в клетку, как хищник, порождающий неврозы, инфаркты, инсульты.

Ну а Павел Суслов предложит свою «Голову-дом бомжа», она станет самой высокой, доминирующей среди прочих — под шесть метров; это конструкция из холстов и подрамников, ваше временное убежище на пленэре. Так что, готовьтесь к главному летнему арт-приключению.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27127 от 17 июня 2016

Заголовок в газете: Кто в голове бомжа живет?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру