В театре «На Перовской» разгорается конфликт между артистами и дирекцией

Вместо спектаклей — шоу с крокодилами

Казалось, этот сезон обойдется без скандалов в театрах. Разве что одни критики выясняли отношения между собой и по поводу «Золотой маски». Но не тут-то было — шум, начавшийся в маленьком театре «На Перовской» вот-вот потрясет Москву. Что случилось в труппе спального района? Кто кого «кушает» и почему? - выяснял обозреватель «МК».

Вместо спектаклей — шоу с крокодилами

Театр «На Перовской» в самом деле небольшой — 108 мест, 23 артиста с зарплатой 20-23 тысячи в месяц, основан в 1987 году Кириллом Панченко и с того времени имел неплохую репутацию молодежного коллектива, прописанного далеко от центра — в Новогиреево. Я помню, как дочь Спартака Мишулина, Карина, придя после театрального института в труппу, рассказывала, что хотя там и нет громких и полугромких имен, но все горят работой. Так было до 2014 года, пока совершенно внезапно не скончался основатель театра Кирилл Панченко — это произошло в Севастополе на отдыхе, его разбил инсульт. Вместе с ним в должности директора работал его старший брат Андрей. И вот худрук умирает и начинается…

Впрочем, начинается не сразу. Панченко-старший попытался пригласить нового руководителя — первым кандидатом стал Карен Нерсисян, но, начав работу над спектаклем «Вишневый сад» по Чехову, он её так и не закончил. Возможно, причиной стало то, что театр поставили на капитальный ремонт и свою первую работу режиссер вынужден был показывать в Доме ветеранов сцены. Но в репертуар он не вошел и декорации от «Сада» до сих пор стоят в фойе. Потом попытку возглавить труппу сделал Петр Орлов, опять же приглашенный директором. Но продержался четыре месяца. Планы были большие, на два сезона, но, как рассказали мне артисты, дирекция не обеспечила выпуск двух практически отрепетированных спектаклей.

— Мы должны были сыграть 31 декабря премьеру «Вышел ангел из тумана» , но ни костюмов, ни декораций не было, — говорит Ян Алиев, председатель созданного в театре профсоюза. — Директор предложил нам взять что-то из подбора, но Орлов категорически отказался, чтобы не позорить своё и наше имя. В результате публике вместо спектакля показали шоу дрессированных крокодилов и питонов — их с дрессировщиками вместе пригласили из соседнего с нами театра «Иллюзий». Публика возмущалась.

Надо заметить, что ситуация в маленьком театре достаточно долго тлела внутри, не выплескиваясь в социальные сети. Артисты объясняют это внутренней сплоченностью и верой, что вот придет художник, он де наведет порядок. В том числе и в дирекции, которая должна обеспечивать работу театра. Однако шум нарастал и тому виной стал доступ к информации всех и каждого: на сайте госзакупок любопытные артисты обнаружили, что на невыпущенный спектакль с декорациями и костюмами потрачено 1 миллион 400 тысяч рублей. Они сначала удивились, потом заподозрили неладное. Начали писать письма в Департамент культуры с просьбой дать им худрука. И, наконец, создали профсоюз.

Конечно, история неоднозначная и сочетание «актерский профсоюз», теперь, скорее, пугают и отсылают, например, в Театр на Таганке, где вот уже несколько лет от деятельности этого самого профсоюза лихорадит труппу. Этот самый профсоюз сначала «скушал», не подавившись, Юрия Любимова, затем одного директора, теперь с аппетитом «кушает» нового — Ирину Апексимову. Суды, бесконечные письма в разные инстанции вплоть до президента, инициирование собраний — и всё это вместо нормальной работы. И вот теперь профсоюз — «На Перовской». Артисты совсем не белые и пушистые но, в данном случае все-таки здесь другие обстоятельства, имеет смысл прислушаться к актерам, которые требуют только одного — назначить им худрука. Ведь без лилера, режиссера артисты в любом театре, с именами и без — в лучшем случае, как брошенные дети, в худшем — сукины дети. И их театральный кораблик плывет без руля и без ветрил в никуда.

Пытались ли своими силами артисты договориться с директором, чтобы избежать трудового конфликта?

— Директор практически не общается с труппой, не представляет людей, не информирует — рассказала «МК» завлит театра и член профсоюза Татьяна Комонова. — Только несколько дней назад подписали коллективный договор между дирекцией и работниками. Даже вздохнули, но, представляете, начались, можно сказать, репрессии против тех, кто подписал коллективный договор.

— Как это выглядит? Людей увольняют?

— Директор спрашивал артистов: «Ты член профсоюза?», если нет, то иди, работай, а если входишь в профсоюз, то будут проблемы. На сегодняшний день уже появился проект приказа по увольнению семи человек, из них как раз пять участвовали в коллективных переговорах.

Я попыталась выслушать другую сторону. Звоню директору Андрею Панченко, прошу прокомментировать ситуацию в театре. И в ответ: «Вам нужна желтая правда или какая?»

Спустя два часа я получила следующий ответ ( привожу дословно) : "Я так и не понял какой комментарий Вы хотите услышать и о чем.

А что, касается работы Театра сообщаю Вам, что с 1 апреля 2016 года после капитального ремонта Театр начал свой 29 сезон, который заканчивается 10 июля 2016 г. За этот период в Театре сыграно 5 премьер и 1 сказка для уличной сцены.

Молодой режиссер Юрий Николаенко, до конца 2016 года предполагает поставить 2 пьесы, 1 патриотическая , постановляющие величие России и величие человека труда. 2 спектакль детская сказка. 

О другом я не могу ничего сообщить, идет плановая работа в театре. И ни слова про своих артистов и проблемы с ними. Зато про патриотичность есть - все как положено".

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27133 от 24 июня 2016

Заголовок в газете: Вместо спектаклей — шоу с крокодилами

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру