На ММКФ прошла премьера российского фильма «Монах и бес» Николая Досталя

Фестиваль подсчитал, сколько жертв на совести машиниста поезда

На 38-м Московском международном кинофестивале состоялась премьера единственного в основном конкурсе российского фильма «Монах и бес» Николая Досталя. Его интрига в том, что черт стал человеком и даже монахом.

Фестиваль подсчитал, сколько жертв на совести машиниста поезда
Кадр из фильма "Монах и бес"

Кинодраматург Юрий Арабов, написавший сценарий, пришел на встречу с журналистами со словами: «Высшие силы до сих пор не допустили меня до просмотра. Если и завтра этого не произойдет, то надо шамана приглашать».

Идея снять «Монаха и беса» пришла Николаю Досталю еще в 2011 году, но путь к фильму оказался долгим. Юрий Арабов написал сценарий по его идее в 2012 году, но к съемкам удалось приступить только в 2015-м. Проект начинался с другим продюсером. Средства на 20-30 процентов обеспечил тогда Фонд кино, но дополнительных спонсорских денег найти не удалось. Пришлось все вернуть государству, чтобы избежать штрафов. Случай уникальный в истории нашего кино. Но Николай Досталь не унимался, обратился уже с продюсером Игорем Толстуновым в Министерство культуры. Как он говорит, в кино легко найти деньги только на подвиг или ржачку» В общем, Минкульт тоже выделил мало денег, но работу начали, параллельно добывая недостающие средства. О чем снимал Досталь? Можно на этот вопрос ответить словами Арабова: «Может ли черт стать человеком? А черт его знает». Вдохновил авторов монах Иван Новгородский, живший в 11- 12 веке, позднее ставший святым. Когда бес попал в святую воду, он согласился его вытащить, но при одном условии: пусть свозит в Иерусалим. Туда и отправятся герои фильма: блаженный Ваня Семенов, роль которого сыграл Тимофей Трибунцев, и сатана, он же Мефистофель, в исполнении актера-дебютанта Георгия Фетисова. Средства были ограниченные, и Иерусалим пришлось снимать в Крыму. Но Мертвое море - настоящее, иорданское, и Петра на экране подлинная. Отправилась съемочная группа и в хорошо знакомые режиссеру места, где он снимал «Раскол» и «Завещание Ленина». Это Кирилло-Белозерский музей-заповедник, что в 100 км от Вологды. «Под Вологдой я начинал в 1994 году и «Мелкого беса». Так от мелкого перешел к крупному» - говорит Досталь. Снимал картину живой камерой оператор Леван Капанадзе. У авторов фильма были консультанты-священники, но в титрах их указывать не стали. Серьезных замечаний со стороны высоких духовных чинов после просмотра не было.

Перед сценаристом Николай Досталь поставил задачу: написать про монаха и одновременно что-то вроде «Фауста». Теперь Юрий Арабов говорит, что пришел к ереси, которая уходит корнями в фольклор. Материал пролежал у него четыре года. За это время у Николая Досталя было много предложений снять сериалы, которые, как говорит Арабов, потрясают благомыслие нашей страны. Но Досталь от них отказался. «Я такой верности еще не встречал. Режиссеру надо кормить семью. Мне проще. Мне никого не нужно кормить. Живу я без долгов. Кошка мало есть. Поэтому не заинтересован в том, чтобы снимать кино» - говорит Юрий Арабов. Почти каждый год мы слышим эти слова. Тем не менее, редкий ММКФ обходится без картин с его участием.

«Я бы хотел, чтобы мой фильм смотрела молодежь, чтобы в нем увидели современность» - говорит режиссер. Продюсер Игорь Игорь Толстунов без особого оптимизма смотрит в будущее, поскольку успех теперь имеют развлекательные картины и кино про подвиги, а любой содержательный фильм остается на задворках внимания. Но если будут достигнуты показатели «Острова» Лунгина - хорошо. Бюджет «Монаха и беса» составил 120 миллионов рублей, из них 50 миллионов выделило Министерство культуры.

Фильм воспринимается как сказочная версия «Фауста», перенесенного на русскую почву и в наши дни. Все те же проклятые вопросы задаются в стиле вполне лубочном. Вот кто убедителен, так это Борис Каморзин в роли игумена, словно всю жизнь в монастыре провел. Рясу надел и Роман Мадянов. Но играет он некий фантом, псевдосвященника, в которого материализуется Мефистофель по кличке или имени Легион. Но круговерти, вихря безумия не получилось. При этом Николаю Досталю и его актерам удалось избежать бутафории и излишней театрализации, которая загубила бы этот оригинальный фильм.

Спасем мир костями мамонта

Известный политик, бывший пресс-секретарь Бориса Ельцина Сергей Ястржембский, представляя свой документальный фильм «Кровавые бивни», выступил с неожиданным предложением: «Слонов можно спасти за счет мамонтов России, но только в том случае, если Китай пойдет навстречу». Оказывается, можно заменить костью мамонта бивни слонов, на которых открыта охота. «Это откровение для меня, - поясняет Ястржембский. – Удивительно, насколько неисчерпаемы запасы мамонтовой кости у нас! В год Россия может поставлять 40-60 тонн». И это уже сюжет новой, третьей по счету, картины. Работа над ней началась. Прошли съемки на Чукотке и Северном Ледовитом океане. А пока авторам важно понять, кто стоит в конце преступной цепочки. По количеству потребления бивней слонов на первом месте - китайский рынок, на долю которого приходится 95 процентов нелегального оборота. После Китая идет США. Свою лепту вносят тибетские монахи. Даже Ватикан имеет отношение к этому бизнесу. Китай не готов отказаться от традиции резьбы по кости, а государство финансирует работу резчиков. Но вопрос стоит ребром, и надо выбирать между традицией и живой природой. На взгляд Ястржембского, последнее важнее. Так сплелись воедино два проекта – тот, что показали на ММКФ, который в скором времени будет закрывать кинофестиваль в Монреале, и новый про спасительную миссия России.

Кого убил машинист поезда?

Одна из самых необычных картин в конкурсной программе – сербо-хорватский «Дневник машиниста». Ее герой готовится к пенсии, а его приемный 19-летний сын хочет продолжить железнодорожную династию. Но все не так просто в этой мрачной истории, сделанной виртуозно и с хорошей долей черного юмора. Играть на грани трудно, но актеры здесь безупречны. Режиссер Милош Радович приехал в Москву впервые, и теперь сожалеет, что не выучил в свое время русский язык. Работая над фильмом, он больше всего боялся снять трагедию или социальную драму, хотелось комедии. Предварительно пообщался с машинистами. Их отношение к трагедиям напомнило ему отношение сербов в целом к любым жизненным драмам. «Меня учили решать проблемы через юмор, - говорит Милош Радович. - Я так и поступаю». Он привел официальные данные: 10-20 человек машинист убивает за свою жизнь. Не намеренно, конечно. Его жертвами чаще всего оказываются самоубийцы и невнимательные граждане. Роль молодого машиниста сыграл студент социологического факультета. Это его дебют в кино. Нашли парня случайно. А когда режиссер предложил ему идти в театральный вуз, он наотрез отказался. Как показывает практика, в машинисты в 90 процентах случаев идут дети машинистов. Отцы и дедушки готовят сыновей к тому, что они будут кого-то убивать. Звучит фантастически, но все это реальные факты. У героя фильма Илии, который всю жизнь проработал машинистом, как его дед и отец, на семью приходится 75 погибших. Первое столкновение поезда с жертвой – самое тяжелое в этой профессии. Любой машинист испытывает сильный страх в ожидании, когда же это произойдет. Родители и друзья максимально стараются помочь в такой ситуации.

Роль Илии сыграл прекрасный сербский актер Лазар Ристовски. В Москве он признался, что картину делали смело: «Мой отец работал на железной дороге, хотя и не машинистом. А у Милоша отец был машинистом. Поэтому мы неплохо знакомы с темой. Наш фильм стал жестом благодарности нашим предкам. А роль Илии Милош написал специально для меня. Когда приближались съемки, я его спросил, как играть. А Милош ответил: «Играй себя, играй как знаешь, я же писал роль для тебя».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27137 от 29 июня 2016

Заголовок в газете: Мадянов стал фантомом

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру