Кинофестиваль «Золотой абрикос» оказался в эпицентре мировых событий

Главный приз и миллион армянских драм в документальном конкурсе получил российский режиссер Евгений Григорьев

В Ереване завершился 13-й международный кинофестиваль «Золотой абрикос». Посвящен он был 25-летию независимости Армении и еще никогда не оказывался в эпицентре сложнейших мировых событий: теракт в Ницце, переворот в Турции, напряженная ситуация вокруг Нагорного Карабаха… На финальный день пришелся захват полицейского участка в самом Ереване.

Главный приз и миллион армянских драм в документальном конкурсе получил российский режиссер Евгений Григорьев
«Миллионер» Евгений Григорьев.

Город при этом жил спокойно. Многие узнали о случившемся из сообщений московских друзей. На мой вопрос: «Что происходит?» — люди отвечали: «Мы ничего не слышали», «Я спал»… Только на въезде в город стояли вооруженные полицейские. Никаких повышенных мер безопасности в аэропорту, который тоже грозились захватить, внешне не наблюдалось.

На Ереванском коньячном заводе есть «Бочка мира». Это единственное место, где рядом — государственные флаги Армении и Азербайджана. Коньячный спирт закачан в бочку в 1994 году. Разопьют коньяк в тот день, когда разрешится карабахский вопрос. Сегодня кажется, что это уходит во все более отдаленную перспективу.

Один из турецких режиссеров, прилетевший на «Золотой абрикос» в отличном настроении, через день не знал, куда ему возвращаться. На родине он считается оппозиционером, так что путь в Стамбул был отрезан. Куда он в итоге отправился — бог весть.

На церемонии закрытия член большого жюри, французский режиссер, а некогда советский школьник Пьер Леон, отец которого работал в Москве собкором крупнейшей французской газеты «Юманите», сказал: «Я родился в Москве, живу в Париже. То, что произошло в мире в эти дни, ужасно. Но то, что все мы здесь собрались, — это не ужас. Да здравствует свободное кино!»

Российский фильм «Напротив левого берега» отмечен главной наградой в неигровом конкурсе. Так документалист Евгений Григорьев стал миллионером. К «Золотому абрикосу» прилагается 1 миллион драм, что составляет 2,5 тысячи долларов. «Я растерялся, — сказал счастливый лауреат. — Еле стою на ногах от вашего гостеприимства. Это самый чудесный фестиваль с точки зрения участника. Кино снял не я, а молодые ребята из Ростова-на-Дону. А я им помогал. Они увидели в этом городе отражение себя».

Невыразительное название фильма, и это практически единственный его недостаток, перевели на английский как «Через Дон». Евгений Григорьев отправился в Ростов-на-Дону, привлек к делу местных ребят, и получился очень колоритный рассказ о городе и его людях. Суть этого кросс-медиапроекта — исследование городской среды. Сами жители выбирают героев и темы, самостоятельно снимают. Молоденькая девушка ходит по городу с камерой и спрашивает у прохожих, не могли бы они стать героями документального фильма. Почти все отвечают, что им некогда, кто-то готов, но через 15 минут…

Интересный народ живет в Ростове-на-Дону! К примеру, пожарный — это не мужчина, огонь. В свободное от тушения пожаров время он вальсирует. К партнершам подходит со своей философией обольщения. Живет в Ростове неординарный персонаж Славик — про него, как про Чапаева, слагаются самые невероятные истории, он их сам генерирует на ходу. Богато представлено «потерянное поколение начитавшихся дев». Некто Николай Александрович всю жизнь работал и учился, а потом пришел к выводу, что надо было общаться с козлом. Следующий город, где пройдет кросс-медиаакция, — Красноярск.

Когда фестиваль только затевался, спонсор, производивший сухофрукты, выдвинул условие: назвать фестиваль профильно — «Золотой абрикос». Так и сделали. Вот только меценат исчез. Но фестиваль благополучно существует и всякий раз открывается в старом ереванском храме Зоравор церемонией освящения абрикоса. Каждому лауреату вместе с призом вручают корзину спелых плодов.

Рекордсменом по числу наград стал хорватский режиссер Бранко Шмидт. Его картина «Обделенные» — глубока и гуманистична, но все-таки вторична, сделана по образу и подобию знаменитой ленты «Любовь» Михаэля Ханеке. Она тоже о любви двух пожилых людей, готовых умереть в один день, но пытающихся выживать, у Шмидта — после войны. Эхо войны, очевидно, и произвело на жюри сильное впечатление, и оно присудило Шмидту «Золотой абрикос» и 2 миллиона драм в придачу.

Награда Католикоса всех армян Гарегина II «Да будет свет» вручена Роману Балаяну в священном Эчмиадзине. Он — уроженец Нагорного Карабаха, советский режиссер, фильм которого «Полеты во сне и наяву» стал культовым для нескольких поколений зрителей. Живет Балаян в Киеве, снимает на русском языке. Вот и решайте, армянский он режиссер или украинский. В дни фестиваля он страшно переживал за своих детей, которые, по счастью, остались целы и невредимы на Английской набережной Ниццы.

А вот главной гостьей «Золотого абрикоса» стала звезда мирового кино — актриса Жаклин Биссет. Она получила приз за вклад в мировое кино — «Параджановский талер». Примерно такие изготавливал Сергей Параджанов из молочных крышек в туберкулезном бараке тюрьмы. Жаклин лихо отплясывала «Танец с саблями». То, что ей за 70, не имело никакого значения. А сопровождал актрису ее избранник из Румынии, напоминавший Рудольфа Нуриева.

Нынешний фестиваль прошел со вкусом не только абрикоса, но и вишни. Совсем недавно не стало иранского классика Аббаса Киаростами, который не раз приезжал в Ереван. В память о нем показали самый знаменитый его фильм «Вкус вишни», а актер Хомаюн Эршади, снимавшийся в этой картине, стал членом большого жюри. Выставили фотоработы Киаростами, которые он подарил фестивалю после выставки в 2005 году. Тогда мы вместе с ним ездили по серпантину на высоту более двух тысяч метров, в монастыри V–XII веков, где снимал Параджанов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27156 от 21 июля 2016

Заголовок в газете: Армянский «Золотой абрикос» в огне

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру