В Авиньоне в главной роли выступает обшарпанная стена

Орельен Бори: «Жить - значит постоянно переходить из одного пространство в другое»

Авиньонский фестиваль, которому в этом году стукнуло 70 лет, не снижает градус своего исследовательского потенциала. Поиск нового форм и языка здесь по-прежнему в приоритете. В этом я убедилась в театре, где на сцене - спектакль, опровергающий основной закон театра: на сцене главный - актёр, который любит (и не без оснований), чтобы его называли «его величеством актером». Новый спектакль Орельена Бори «Espa/ece» («Пространство») предлагает пересмотреть устоявшуюся точку зрения. И не только на актера. С подробностями из Авиньона - обозреватель «МК».

Орельен Бори: «Жить - значит постоянно переходить из одного пространство в другое»
Фото: festival-avignon.com

В оперном театре за старинную сцену, смотрящую в богато оформленный зал, мне как-то даже неудобно. Как за замарашку, случайно попавшую в высшее общество - даже фартук не сняла, руки не помыла, а туда же. А на сцене стоит огромная стена темно-коричневого цвета. Местами потертая, местами покоцанная. Её гладкая, без фактурной проработки поверхность, не обещает ничего кроме скуки - ну что с такой бедненькой возьмёшь? Вдоль неё - шесть человек, тоже, надо сказать, не фактурные, невзрачный вид которых тоже особых эмоций не вызывает.

В руках у них по книжечке в мягкой обложке, и сгибая их определённым способом, люди получают буквы, которые они тут же выкладывают на стене в слова. Просто поднимают их над головой и прикладывают к стене - lire (читать) - lire tout (читать все). У людей - паника: как все читать? Зачем это? Потом появляется слово espace (пространство), потом - espece (вид) и играют этими словами, меняя буквы. Обладатели книжечек все какие-то пугливые, суетливые. И что?

Однако через несколько минут картина меняется, как и само пространство с обшарпанной стеной - до неузнаваемости. Стена эта - огромная махина, по размеру зеркала сцены начинает жить своей жизнью. Обшарпанная «дура» весом в 2,5 тонны и с двумя закрытыми дверьми ездит в разных направлениях, недовольно ворочается, угрожающе надвигается и свои четыре створки складывает в самых разных комбинациях. Лёгкость бесшумных движений этой конструкции поражает - как по льду. Думаешь: вот ведь чудеса дистанционного управления.

Однако «Пространство» Орельена Бори - не выставка достижений сценического оборудования, как может показаться на первый взгляд. Это глубочайшее заблуждение, потому что зрелищное действие изготовлено на основе серьезнейшего литературного материала - произведений французского писателя Жоржа Перека, известного своими романами, пьесами, очерками, а также играми. Но чем бы он не занимался, он в той или иной форме всегда размышлял о пространстве, отталкиваясь от его архитектуры, живописи и геополитики. А главное - собственной биографии, которой не позавидуешь: мать его погибла в Аушвице в 1943 году, успев спаси своего сына, и это обстоятельство наложило отпечаток на всю его жизнь.

Сцена из спектакля «Espaece». Фото: festival-avignon.com

С помощью текстов Жоржа Перека режиссер Орельен Бори с любопытством исследует пространство - как место спасения, выживания, развития. Где точкой отсчета служит пустота. А инструментом исследования стала самая банальная стена и люди возле и вокруг неё.

Как это выглядит? Как триллер, местами жуткий и местами веселый, как забавная головоломка, оторваться от которых невозможно ни на минуту. Стена кажется живой, но с опасными намерениями. Кстати, с обратной стороны она напоминает бельгийскую вафлю. Хороша «вафелька»: она будто убийца преследует артистов, которые благодаря своей отличной цирковой выучке, пытаются приспособиться к апокалиптические надвигающейся угрозе.

При этом время от времени стенные варианты имеют ассоциации с книгой: ещё минута и обе части такой «книжечки» захлопнутся, зажав меж «страницами» женщину в длинном платье, которая поёт что-то по-немецки. Но как только съезжаются створки, вдруг спасительно распахиваются двери. А стена уже двинулась на разворот, кокетливо махнув створкой. Она здесь главная, и роль её принципиальная, а артисты - обслуживающий персонал, своими суетливыми действиями только подчеркивающие её величие и превосходства над всем сущностным.

Одна скупая декорация, минимальные движения артистов и их передвижение по сцене выстраивают свою философию пространства, как образа мира. Такую идею предлагает человек, не имеющий театрального образования. Бори по профессии - физик, и это многое объясняет. Название одной из его предыдущих работ без лирики и многозначительности звучит как название научной работы - «Геометрия каучука».

- Мой спектакль - это не адаптация книги, но вдохновение от неё. - рассказывает режиссёр. - Человек, как вид, живёт в нынешнем пространстве, и мне интересно как они влияют друг на друга. Соединение в одно двух слов - еspace (пространство) и espece (вид) - позволяет мне нырнуть в глубины этих отношений. Что такое внутренняя пустота и что такое игра в прятки со страхом? Как из мира, что нас окружает, перейти в другое пространство? Ведь жить - это значит постоянно переходить из одного пространство в другое.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру