От метро «Перово» держите ориентир на трехметровый памятник Мастера воинам-афганцам. Три вытянутых обезличенных фигуры монахов с вырубленными крестами в животах словно предупреждают, что от посещения музея ничего веселого ждать не следует. Сам он расположен рядом в жилой девятиэтажке и представляет черно-белые комнаты, напоминающие по форме треугольники. В общем, необычное пространство под стать авангардисту Сидуру.
Кстати, оно появилось только через три года после его смерти, в 1989 году (умер скульптор 30 лет назад). Советские власти Вадима Сидура не признавали, держали в положении изгоя. Ведь он к ним не примазывался, за званиями не гнался. Никогда не примыкал к группам, работал уединённо. Выставок на родине практически не проводил. После распада СССР его творчеством заинтересовались, но тем не менее работ Мастера на улицах России раз-два и обчелся. Зато многие его работы украшают престижные площади Германии и США.
И на выставке понимаешь – почему. Все эти извивающиеся дамы, борющиеся мужчины, танцующие и летающие существа заряжают энергией. Они без национальности, возраста и времени; отражают общечеловеческие вечные темы: опасность экологической катастрофы, поиск гармонии в рушащемся мире, ужас войны и насильственной смерти...
– Вадим Сидур человек с трагической судьбой: в 1942 году попал на фронт, а через два года получил огнестрельное ранение. – говорит директор музея Ярослав Алёшин. – Лицо превратилось в сплошную рану с дырой, и он навсегда остался инвалидом. Но это не помешало ему после окончания войны отразить в своем творчестве именно тему мира, с нее начинается наша выставка.
Здесь представлены целующиеся скульптуры, довольные велосипедистки на яркой керамике, влюбленные в графике и даже резьба по линолеуму, запечатлевшая цветного льва с цветами. Так что Сидуру присущи нежность, любовь, умиление простым вещам. Кстати, Мастер свято верил в традиционное представление о том, что любовь – единственный путь спасения для человечества, способный защитить от зла.
Главное зло на земле, по Сидуру, – насилие. Ему посвящена следующая комната, где собрались трагические скульптуры раненных. Любопытно, что в отличие от официального искусства, в этих работах нет и намека на героическое начало. Эти отчаянные образы полны сострадания, взывают к милосердию и молитве. Сидур создал целую философскую систему, одно из центральных мест в которой занимает художник-пророк, предупреждающий людей о возможных глобальных катастрофах.
В 1970-х годах он создал цикл работ «Гроб-Арт» и «Железные пророки», которыми завершается экспозиция. Здесь скульптор размышляет о том, «к чему ведет человечество машинная цивилизация». Отсюда такое количество существ, похожих на авто-механизмы, винтики и гайки. Экспонатов несколько десятков, но небольшой музей ими не перегружен. Вообще работы Сидура специалисты считают очень органичными и подходящими для любого пространства, поэтому странно, что на улицах столицы их практически нет.