Илья Лагутенко: рок-гурман восточной музкухни

Как лидер «Мумий Тролля» превращает родной город в «культурную платформу»...

«Поклонники жаждут совершить вместе с нами путешествие в тот самый 1997 год, который оказался переломным в истории «МТ», - говорит музыкант. Тогда его команда удивила слушателей эксцентричными песнями, очевидной харизмой и непохожестью на другие рок-группы. За 20 лет Илья успел приятно шокировать публику еще многими любопытными пластинками и открыть в родном Владивостоке собственный фестиваль V-Rox с настоящими деликатесами музыкальной кухни, например, из Кореи и Японии. «МК» поговорил с основателем уникального опен-эйра о перспективах, тенденциях и его личных музыкальных пристрастиях.

Как лидер «Мумий Тролля» превращает родной город в «культурную платформу»...
Илья Лагутенко.

- Илья, как эволюционировал фестиваль с годами?

- Он начинался с моего необузданного желания сделать Владивосток центром притяжения музыкальных тенденций Азиатско-Тихоокенаского региона, построить базу для культурного обмена идеями и общения российских дальневосточных музыкантов и их зарубежных соседей. За четыре года музыкальная программа доказала свою состоятельность, фестиваль знают и уважают далеко за пределами Приморья, однако главной составляющей стал еще и непрерывный диалог с его аудиторией. Учитывая опыт и пожелания, в этом году мы сделали специальную сцену для местных артистов, продолжаем развивать кинопрограмму, добавили мастер-классы на тему здорового образа жизни, спортивные события. Я понимаю. что зрителю легко потеряться в круговерти событий, и в одночасье мы не сможем увлечь «всех и каждого». Это долгий и терпеливый процесс - выстроить новую культурную платформу, но все же я верю, что с каждым годом все больше и больше «просто зрителей» фестиваля становятся полноправными его участниками.

- Какие группы стали для вас самого открытием?

- На первых порах участниками становились коллективы, которых мне доводилось лично «открывать» для себя на других концертных площадках по всему миру. Приходилось убеждать их приехать, рассказывать о Владивостоке. Однако последние несколько лет, с тех пор, как мы открыли регистрацию заявок он-лайн, мы стали получать по несколько тысяч сообщений со всего мира. Так что теперь большинство участников для меня самого загадка, пока они не выйдут на сцену. Я помню буквально каждое выступление и реакцию публики, которую не проведешь, они голосуют сердцем, и это для меня главный критерий. Мой личный топ-5 большой сцены за пять лет: NO Brain (Южная Корея), Instrumenti (Латвия), «Maрлины» (Владивосток), Hanni El Khatib (CША), Second Hand Rose (Китай). Что касается клубной сцены, то, думаю, это выступление королевы вьетнамского хип-хопа Suboi, ну и, конечно, концерт эпатажного рэппера Mykki Blanco. Думаю, завсегдатаи Владивостокского клуба тогда подумали, что случилось- таки нашествие инопланетян.

- Почему вам столько лет интересно заниматься этим событием?

- Я верю в то, что Владивосток может стать тем городом, который объединит Запад и Восток. Постепенно и очень кропотливо мы строим культурную платформу, в которой принимают участие делегаты со всего мира, дальневосточные музыканты, слушатели. Ведь смог же Лос-Анджелес, совершенно удаленный от столиц мира, стать центром мировой концертной индустрии. А мы, находясь от Токио в часе лету, продолжаем воспринимать друг друга как экзотику. Что касается музыки, то для меня важно, чтобы зацвела локальная дальневосточная сцена. В настоящее время у неё нет своего «лица», а есть отдельные, разрозненные группы и исполнители, которые пока не приходят к какому-то глобальному воплощению. И тем не менее, результат работы уже есть. В июле впервые владивостокская группа Starcardigan отправилась в официальный тур по Китаю, и я понимаю, что они вернутся и окажутся такими первопроходцами. И за ними отправятся другие наши музыканты. Приморские рокеры Hays, Gospel Tramp осваивают южнокорейские опен-эйры и повышают свой уровень выступлений и записи.

- Организаторы многих российских фестивалей (особенно в прошлом году) говорили о том, что в условиях кризиса проводить мероприятия и развиваться все сложнее. Сталкиваетесь ли вы с какими-то трудностями в этой ситуации, и как удается их преодолевать?

- Кризис не мог на нас не повлиять, потому что международный фестиваль подразумевает приглашение участников из разных стран, а это цены на билеты, проживание и так далее. Бюджетно добраться до Владивостока не под силу молодым артистам ни с Урала, ни из Ростова. В городе до сих пор ужасная ситуация с гостиницами. Их попросту не хватает даже для тех отчаянных музыкальных туристов, которые добираются на V-ROX из Сибири и других районов Дальнего Востока. Разговоры о безвизовом вьезде во Владивосток так и повисли в воздухе. А ведь мы уже два года назад наладили партнерские связи с крупнейшими фествиальными промоутерами в Японии. У японских зрителей очень популярно ездить за своими любимыми артистами в другие страны. Это определенно могло бы поспособствовать развитию туризма. Мы не получаем никакого финансирования со стороны администрации и при этом до сих пор делаем концерты бесплатными для публики.

- Чем дальневосточная публика отличается, скажем, от столичной и питерской?

- Тем, конечно, что она не столь избалована, как Москва и Петербург, количеством выступающих здесь артистов. Еще дальневосточники настолько открытые и доброжелательные, что это замечают все делегаты фестиваля. У нас в течение трех лет не было ни одного массового артиста, а на фестиваль приходят десятки тысяч людей. Наши зрители ценят то, что происходит на сцене здесь и сейчас, откликаются на это.

- Рок в исполнении корейских, японских, монгольских, китайских музыкантов кажется многим в России явлением скорее экзотическим. Как вы воспринимаете эту музыку? Насколько активно развивается сегодня эта сцена?

- Это очень интересный мир, за которым я наблюдаю уже несколько десятилетий. Меня вообще привлекает все новое, необычное и, как вы говорите, «экзотическое». Тем более интерес к Азии у меня с детства, в школе я учил китайский язык, а потом еще и поступил на восточный факультет. Азиатский музыкальный рынок активно развивается и экспериментирует с форматами и жанрами. Фестиваль как раз и дает возможность познакомиться с его представителями. Например, любовь владивостокцев в прошлом году заслужила яркая китайская группа Second Hand Rose, такая же по значению у себя на родине, как у нас ДДТ. При этом они визуально используют приемы пекинской оперы и деревенского кабарэ. Мне кажется, что мы находимся в плену стереотипов и обладаем малой информацией о том, что на самом деле происходит в азиатском роке. Каждый год мы открываем монгольскую рок-сцену. Группа Mohanik, например, может быть вполне современным аналогом Led Zeppelin. Кстати, в этом году V-ROX проводится и в Улан-Баторе. Мы партнерствуем и с южнокорейским фестивалем Zandari. Это лучшая площадка, на которой можно узнать о независимой молодой сцене этой страны. AzBus - экспрессивная гранж-группа после выступления у нас получила несколько предложений о концертах в Москве.

- Чем отличается программа этого фестивального года от предыдущих?

- В этом году его девиз - «Люди.Искусство.Космос», и мы расширили свою программу. Кроме дневных, ночных концертов и лектория, была сделана специальная кинопрограмма с премьерным показом фильма «SOS матросу!», мастер-классы на тему здорового образа жизни и спортивные события. Что касается лайнапа, то география пополнилась Австралией, Мексикой, Голландией, всего у нас было заявлено 150 участников из 15 стран мира. Большинство музыкантов во Владивостоке, и в принципе в России, - впервые. И мы, конечно, подготовили сюрпризы для зрителей — от корифеев советского космического рока группы «Зодиак» до интернет-сенсации, школьницы Лизы Монеточки.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру