Ценность жизни

Коллекционер жизни

Странно, что в школе, обременяющей учеников массой лишнего и никчемного, не преподают главный предмет — ценность жизни. Без него остальные дисциплины теряют смысл. И может быть, даже вредны. К чему и с какой подпругой прикладывать знания, если нет цели и основы? Тогда почерпнутые сведения могут быть применены и использованы во вред.

Коллекционер жизни

Жестокость

Говорим о жестокости подростков, пишем о пугающей черствости детей. Но откуда берутся эти настораживающие, а то и криминальные проявления? Только ли из биологических особенностей человеческих глубин? Нет, конечно. Еще и потому, что никто не объяснил «трудновозрастному» поколению, что значит единственная и неповторимая, разово предоставленная каждому жизнь.

Посмеивались над цитатой из Николая Островского: «Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так…» Но в подкрепление этих слов нас пичкали примерами героических поступков: люди приносили судьбы на алтарь отечества, жертвовали собой во имя великих целей. Пропаганда? Конечно, но умная агитация заставляет мозги шевелиться, а инстинктам велит притихнуть и поежиться. «Что, если бы и со мной так? И меня так? На виселицу, на плаху, на костер… Как Пестеля. Как Яна Гуса, Галилея, Коперника… А смог бы я как Талалихин, Гастелло, Матросов… Я что — перестал бы существовать? Как это так — перестать видеть, чувствовать, радоваться солнышку и встрече с друзьями? Ведь это жестоко, несправедливо — оборвать мою жизнь! А затоптать чужую — не жестоко? Б-р-р…».

Не хотите примерить на себя?

Благостными невоенными временами надо дорожить и наслаждаться. Не терзаться понапрасну страшными видениями. Не корить себя вхолостую и впустую потраченным временем. Не трепать нервы себе и другим: ах, не выпала на мою долю великая романтическая эпоха! Не нашла меня достойная планида! Но разве в мирные (не всегда скучные) времена люди не умирают, не погибают, не жертвуют собой?

Вдвойне, втройне, да что говорить, отчаянно непереносима и трагична гибель попусту — из-за недомыслия, тупости, бесчувствия окружающих. Дети позарились на богатство своего соученика и ради заполучения вожделенного компьютера или денег убили мальчика. Другие дети возненавидели одноклассницу за непохожесть, за то, что не хочет быть такой, как они, исколотили ее. Футбольный фанат-подросток свел счеты с приверженцем другой команды. Подобным примерам несть числа.

Отчего такое случается? Во многом — все из-за того же непонимания: жизнь единственна и неповторима, а сам ты — такой же хрупкий, подверженный гибели стебелек, как и тот, которому наносишь удар.

В нашем школьном воспитании переизбыток оптимизма — расплывчатого, огульного, приблизительного, неконкретного. И очень мало осмысленного пессимизма. В Великой Отечественной войне погибло 20 миллионов… В сталинских лагерях сгинуло 20 миллионов. Вот это цифры! Впечатляют! Подавляют. Нивелируют чувства. Какие могут быть душевные надрывы и порывы, если счет идет на миллионы массовых изъятий из числа живых? А вот взять и посвятить урок одной-единственной судьбе. Не обязательно громкой, широко известной, а рядовой, но чтоб захолонуло сердце и остаться безучастным стало невозможно. Рассказать, к примеру, о раскулаченной молодой женщине, сосланной в Казахстан. У нее осталось трое маленьких детей в той деревне, из которой ее выслали. У тех, кого выслали и поселили в степи рядом с ней, дети поумирали. Жили заключенные, не совершившие никаких преступлений, в холодном бараке. Их работа была — озеленение степи. Благородная задача! Плодотворная деятельность! Они покрывали мертвую землю саженцами. Но методы, побуждавшие к благородству, не были благородными, существовало условие: если хоть один росточек погибнет — виновную расстреляют.

Женщина, о которой говорю, объявила голодовку — хотя зачем было ее объявлять, если еды и без того не хватало, но несломленная праведница вот именно хотела выразить протест. И за это ее расстреляли. У ее детей (удивительно, что они выжили) оказались изломанные судьбы. Они не дожили до времен, когда открылись архивы и стала известна участь матери.

Как вам, ребятки, родившиеся в ХХI веке, такая не столь уж давняя передряга? Не хотите примерить на себя? Не хотите остаться без матери? Не хотите быть сосланы и расстреляны ни за что? Уверен: мало кто окажется безразличен к такому жизненному эпизоду.

Полная боли история Родины

Пробавляемся сказками о том, как Сальери отравил Моцарта. В философском плане притча глубоко поучительна. А если взять судьбу поэтессы Марины Цветаевой — в неприукрашенном виде — и судьбу ее замечательного, наивного и истерзанного сталинщиной сына Мура и показать: вот как может сложиться жизнь, вот какой жертвы требует порой талантливость, ибо гениальность не гарантирует процветания и благополучия. А расстрел Гумилева и Пильняка? А гибель Мандельштама? А травля Ахматовой и Зощенко? Надо сообщать несведущим детям полную боли и страдания историю нашей страны, а не оглуплять их ура-патриотическими гимнами и здравицами, картинами только лишь великих побед и свершений, фанерно заслоняющих неприглядное и преступное.

Любовь к хеппи-эндам

Фильмами и книгами приучаем детей и подростков к хеппи-эндам. В последнюю минуту приходит счастливое избавление от угрозы, является добрый волшебник и рассеивает тучи. А что если подобного избавления не произойдет? В реальности счастливых совпадений не так уж много. Об этом тоже надо говорить честно.

Нужны рассказы — о самоотверженных врачах, учителях, солдатах, писателях, ученых — не обязательно из серии ЖЗЛ, но берущие за душу, помогающие выявить, определить свою позицию в коловращении добра и зла.

Использовать нужно обиходный каждодневный язык, наукообразность лишь отвратит от важнейшего разговора о главном.

Тогда можно рассчитывать, что сформируются характеры, способные сопереживать и разделять горе ближнего. Иначе рискуем очутиться (да уже и очутились) среди холодных эгоистов, не ведающих душевных терзаний, среди расчетливых карьеристов, чинуш, а то и заведомых убийц.

Учитель

Не мешало бы отдельный урок мужества посвятить подвигу Януша Корчака. Никаких страшилок и запугиваний! Просто проверка собственной отваги, тест на развитие воображения. Ты обречен, тебя ведут в газовую камеру, сейчас все закончится, не будет ни восходов, ни закатов, ни игр со сверстниками, ни занудных уроков, ни надоевших педагогов… Не у каждого выдержат нервы смоделировать такое. Но рядом с тобой — учитель, не покинувший тебя, не бросившийся вон из газовой камеры, прикрываясь лицемерными словами о том, что вы, дети, еще ничего в жизни не создали, ваша гибель — не велика потеря, а вот я — выдающийся педагог и могу понаписать очень много важных для воспитания будущих поколений книг. Нет, гуманист-педагог не покинет вас в минуту тяжелейшего испытания. Такой пример заставит задуматься об очень многом — и о себе, и о тех, кто окружает, и о том, что значит быть Учителем.

Аэропорт имени Сталина

Вместо этого славим Сталина и сквозь пальцы смотрим на заигрывания политиков с тенью Гитлера. Надо поместить в учебниках совсем другие истины об этих нелюдях. Приводить их биографии в неприукрашенной жути. Формальный запрет ублюдочных фигур лишь разожжет к ним интерес. Но пока слышим и читаем: Адольф такой симпатичный, с усиками, а Коба — такой патриотичный. (Это он уничтожил 20 млн «врагов народа».) Значит, стоит назвать в его честь волгоградский аэропорт!

Не надо наговаривать лишнего и ходульно обличать. Достаточно привести несколько фактов, таких понятных, простых, человеческих (т.е. человеконенавистнических), из жизни этих (так и хочется сказать: изуверов, извергов, убийц, но нет!) обыкновенных, заурядных тиранов, пользовавшихся трусостью и подхалимством своих приверженцев. И о приспособленцах тоже надо говорить без утайки, без трагических восклицаний: «Не пустим негодяев во власть!», «Нет войне!», «Преступников — к ответу!» — о лояльности, угодливости, толерантности тех, кто по-бытовому просто помогал взойти к вершине диктатуры заведомым убийцам. «Бывает, дети, мы сами растим палачей, они не с неба падают…»

Да, Муссолини построил недорогое жилье для народа (за что итальянцы ему до сих пор благодарны и сохраняют эти каменные коробки как память о благодеянии). А без убийств (замечательно показанных в фильме Бертолуччи «ХХ век») эти кварталы нельзя было возвести? Давайте различать: где благо для народа, а где отвлекающий внимание от собственной патологии маневр.

Мстительный и завистливый Гитлер ненавидел всех, кого считал выше, сильнее, умнее; иначе почему поместил в Дахау сыновей австрийского эрцгерцога Фердинанда, того самого, чье убийство спровоцировало начало Первой мировой войны? Эрцгерцог был фигурой примечательной, выдающейся в своем роде, он намечал распустить Австро-Венгерскую империю и на ее развалинах учредить Соединенные Штаты Австрии — подобие и прототип нынешнего Евросоюза, куда вошли бы несколько независимых, самостоятельных и в то же время связанных общностью целей государств. Проект, заметим, в корне отличавшийся от гитлеровской узурпации Европы; и Гитлер эту разницу своих диктаторских воззрений и прогрессивных устремлений эрцгерцога прекрасно видел. С малых лет он копил ненависть к тем, кто был масштабнее, кто превосходил его, недоучку, знатностью и положением в обществе, кто был обеспечен лучше, чем он, сын чиновника таможенного ведомства. (Вот каковы движущие пружины революций, войн, а вовсе не жажда всеобщего равенства и справедливости. Равенство было бы, если бы сыновья эрцгерцога стали равны правителю или хотя бы рядовым гражданам рейха, но нет, они были захвачены и помещены в концлагерь, над ними издевались охранники, заставляя вылизывать гудронное покрытие концлагерного двора.)

Собирательный портрет такого типа политических лидеров: труслив, как Муссолини и Сталин, одержим паранойей, как Сталин и Гитлер, бесцветен и бездарен, как Гиммлер, ораторист и истеричен, как Сталин, Гитлер и Муссолини.

Бесконтрольная со стороны общества власть приводит к тому, что правитель утрачивает чувство реальности. Людям, глядящим на него со стороны, очевидно: он неадекватен. Но механизма сдерживания этого сумасшествия нет — напротив, окружающие подпевалы и прихлебатели, преследуя личную корысть, убеждают вождя в его непревзойденности, тем самым укрепляя произвол.

Вопрос ставится вот в какой плоскости: не позволять подобным людям проникать в политику, поставить фильтры и заслоны на их пути во власть.

Мини-музеи Освенцима, Французской и Октябрьской революций должны быть в каждой школе — наглядный пример должен постоянно находиться перед глазами подрастающего поколения.

Ужас нахождения Ленина в Мавзолее не в том, что демонстрируем дикость — поклонение трупу, — а в том, что сбиваем с толку и заставляем поклоняться цинику, маньяку, то есть советуем брать с него пример.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру