Романтики с чердаков и подвалов

Вырастут ли крылья у «Индюшат»?

2 сентября 2016 в 16:01, просмотров: 3421

Фестивалю писателя и рок-подвижника Александра Кушнира, который продолжает неутомимо выискивать золотые крупинки среди песка, в прошлом году исполнилось 25 лет. Музыкальный обозреватель «МК» Наталья МАЛАХОВА второй год следит за перипетиями конкурса в составе его жюри. Страсти кипят: победители «Индюшат-2015» поставили такую высокую планку, что участникам нынешнего «призыва» было ох как нелегко не только соревноваться между собой, но и доказать, что они тоже достойны места под солнцем. Без удивлений и даже «преступлений» не обошлось.

Романтики с чердаков и подвалов
Автор фото: Мария Карпушева. На снимке группа Junkyard Storytellaz

Последним словом можно охарактеризовать победу в главной номинации «Гран-при» группы с символичным названием Purple Crime («Фиолетовое преступление» - прим. Н.М.). «Преступность» в том, что ее участников нельзя однозначно назвать всеобщими любимцами: они вызвали у разных людей самые противоречивые эмоции. Как сказал один из зрителей: «Глядя на них, не понимаешь, как реагировать – ненавидеть, беситься, наслаждаться или кидаться в таких артистов помидорами». Солист Дьяконенков Кирилл выскочил из Новокузнецка на столичную сцену, как черт из табакерки, переехал в Москву и здесь собрал команду. Большинство зрителей видели это странное непонятное явление впервые, однако юноши уже на отборочном туре вели себя так, как будто они – по меньшей мере восставшие из небытия музыканты Nirvana. Кстати, навязчивые ассоциации с Куртом Кобейном, который мистическим образом слился в единое целое с Мэрилином Мэнсоном, при виде ребят на площадке не отпускают. Концерт Purple Crime – звуковое испытание не для слабонервных. Ревущий гаражный звук сливается с таким же резким, неразборчивым вокалом, доходящим в каждой композиции до истерики. Все тексты – на английском, но здесь это неважно, все равно разобрать их смысл невозможно. В сериале «Винил» о музыкальной индустрии 1970-х, недавно снятом Миком Джаггером и Мартином Скорсезе, одни из героев – группа The Nasty Bits, этакие неблагополучные подростки, основавшие провокационную команду. Purple Crime идеально сыграли бы их роль, вот только 70-е давно прошли, и, возможно, сегодня удивлять публику нужно какими-то другими средствами. Впрочем, здесь мнения «МК» и Александра Кушнира несколько разошлись: «Я верю в них, - сказал он, - летом они переживали расцвет упадка, а потом, благодаря долгим кропотливым репетициям, сильно прогрессировали. Если бы мы жили при коммунизме, эта история была бы про то, как труд сделал из обезьяны человека».

Говоря о реальном, пусть и локальном прорыве, его совершила питерская группа Andrianova Band, получившая приз за «Лучший вокал». Анастасия Андрианова – профессиональная певица, окончившая одно из высших музыкальных заведений северной столицы, однако долгое время она исполняла кавера на чужие вещи и только около года назад стала писать свои. Девушка удивила публику не только авторским материалом: на отборочном туре ее едва ли можно было назвать артисткой (она почти не двигалась и пряталась за синтезатором), зато в финале – открылась «миру», поставила за клавишные «специального» человека и неожиданно затанцевала, причем – достаточно изящно. Кстати, эта команда с русскоязычными текстами – одна из капель в море современных отечественных групп, отчаянно поющих песни на английском.

Автор фото: Мария Карпушева. На снимке Andrianova Band

Присоединились к процессу «возрождения» русского языка в русской музыке и другие победители – московская группа One Zim, устроившая «Лучшее шоу». Надо сказать, шоу это было специфичным: два рэпера, два гитариста и барабанщик раскачивают зал легкими речитативами и сочными рифами, а потом становятся в ряд и начинают исполнять странный танец, покачивая бедрами. О глубине текстов говорить не приходится – это не вдумчивый Noize MC и точно не мудрый Oxxxymiron, да и назвать их деятельность хип-хопом можно с большой натяжкой. Зато всем весело – качественный и ироничный поп-продукт. Может показаться странным, что команда стала одной из лидеров фестиваля, который обычно представляет альтернативу массовой культуре, но чем «Индюшата» не шутят.

Вполне себе в формате мейнстрима, пусть и рок-н-ролльного, показал себя коллектив «Первый раз» из Челябинска, получивший приз зрительских симпатий. Его опусы могут понравиться тем, кто ностальгирует по тому, не так давно ушедшему времени, когда на горизонте шоу-бизнеса появилась группа «Звери». Ребята не удивили публику ни новыми творческими открытиями, ни оригинальностью звучания, но подкупили своим умением зажигать и чувствовать себя звездами на сцене, даже если до больших стадионов еще ой как далеко. Как показывает практика (и как это было в случае с Purple Crime), чрезмерные амбиции иногда идут на пользу: танцпол восторженно подпевал песне команды со скромным названием «Я и есть рок-н-ролл».

Несмотря на всю противоречивость происходящего, «МК» все-таки нашел своих фаворитов в этом году. Ими стали участники еще одной группы из Санкт-Петербурга со сложно выговариваемым названием Junkyard Storytellaz. Они заслуженно победили в номинации «Лучший арт-концепт». Музыканты делают мясистый, сочный и самобытный джаз и блюз, хотя в этих направлениях не так-то просто быть непохожими на остальных. Сами артисты говорят о том, что срывают связки на каждом выступлении и ломают ногти о клавиши, и, глядя на то, как они выкладываются на площадке, этому можно верить. Плюс команды и в том, что она не играет джазовые стандарты, у нее есть свой авторский материал. На вопрос «почему бы вам не попробовать спеть то же самое, только по-русски?» ребята застенчиво отвечают, что в работе уже есть несколько русскоязычных песен.

География «Индюшат 2016» впечатлила. Помимо исполнителей из разных городов России, на фестиваль приехали команды из Грузии и Украины. Неофициальными «мастер-классами» для участников стали концерты специальных гостей – задорных девчонок из команды «Платья за 130», которые чем-то напоминают обновленную группу Pep-See, но нашли свою неповторимую изюминку, и Jenya Noble, уже уверенно собирающей большие клубы в Москве. Заглянули «на огонек» (не сыграть, а себя показать и на других посмотреть) группа Sansara, певица Линда, победители конкурса давних лет Kira Lao и барабанщик Jack Wood (последняя команда даже отметилась выступлением на легендарном фестивале Glustonbury). Ждет ли нынешних лидеров фестиваля такой же успех – большой вопрос. Победители прошлого года, такие, как группа VeiilA, Black Buttons сейчас уверенно движутся вперед, радуя публику новыми песнями и достижениями. Но, возвращаясь к началу обзора, нынешним хедлайнерам еще только предстоит укреплять позиции и самоутверждаться. «МК» искренне признался Александру Кушниру, что «Индюшата 2015» были сильнее, но у него есть свое мнение на происходящее: «Мне показалось, что, наоборот, в этом году было больше самобытности. Речь идет не об эволюции участников разных лет относительно друг друга, а о возникновении явлений. Мы видим, что субкультура существует, она ушла в интернет, социальные сети и маленькие клубы – их прообразами были чердаки и подвалы, где начинали питерские авангардисты 1920-30-х годов».




Партнеры