Михаил Турецкий: «Не красоваться перед вами, а создать настроение»

Обаяние Хора Турецкого на «Спасской башне»

В этот день с утра зарядил неслабый такой дождь, и все удрученно смотрели на свои билеты, казалось бы, на такой роскошный концерт — в рамках военного фестиваля «Спасская башня» на Красной площади должен выступить Хор Турецкого и его женская реинкарнация Soprano. Но ровно в шесть ливень прекратился. Как не было. Площадь моментально затянулась людьми, ни одного свободного места: как будто стихия никого бы не остановила... И вот, пока зрители вытирают кресла носовыми платками, между рядами идут бравые барабанщицы, возвещающие о начале действа:

— О скалы грозные дробятся с ревом волны!.. — пошла первая, весьма к случаю, шаляпинская ария Варяжского гостя из оперы Римского-Корсакова «Садко».

Обаяние Хора Турецкого на «Спасской башне»
Эммануэль и Михаил Турецкие.

...Что такое Хор Турецкого: это прежде всего чувство публики, контакт с аудиторией. Понятно, что это уникальные голоса, широкий диапазон возможностей, заработанное за много лет имя. Но жизнь столь сложна, так все быстро меняется за окном, что никакие регалии и бренды не помогут достучаться до сердец, если вы любите себя, а не свою аудиторию. Михаил Турецкий и его блестящая команда понимают это как никто. Такой опыт, тысячи концертов, наработанных фишек и приемов, а все равно нужно входить в воду как впервые. Та же Красная площадь — с одной стороны, это престижная площадка, праздник сердца, с другой — попробуй в полуэкстремальных условиях при сильном ветре проведи этот опен-эйр на уровне, чтобы была отдача.

Это возможно только с открытым забралом, когда сам Турецкий упрямо и искренне идет в народ, максимально соединяя хор и зрителя. Это и есть, включая военную терминологию, работа на передовой.

— Конечно, опыт очень выручает, — говорит Михаил Борисович, — за 25 лет, то есть за 9000 дней, у нас было свыше 5000 выступлений. Причем все концерты очень разные, в разных частях света, на очень разных площадках... Но Красная площадь — это, разумеется, совершенно особая атмосфера. И так здорово, что в последний год мы активно продвигаем новый проект под названием «Праздник песни: народное караоке №1 в стране»: это некое колоссальное общение с аудиторией, которая приходит на площадь и поет вместе с тобой.

— Что и стало для вас подспорьем в гала-концерте на Красной площади?

— Ну конечно, потому что только так нарабатывается опыт ладить с людьми, находящимися не в зале, а на открытом воздухе. У нас уже прошло около 25 подобных «праздников» по городам России. Что касается «естественной декорации» главной площади — я испытал невероятное возбуждение. Тем более что Всевышний смилостивился и прекратил дождь. Хотя настроение у многих поначалу было пессимистическим. Мне звонили серьезные друзья, большие чиновники и бизнесмены, которым, скажем, назавтра улетать в Китай, заболевать никак нельзя, и спрашивали — идти или не идти? Бог в итоге дал ответ.

...Конечно, на «Варяжском госте» все сидели какие-то замерзшие, уставшие и напуганные, но с каждой песней народ преображался. Такой отзыв оставила одна из зрительниц: «И вот на третьей композиции вдруг выходит Михаил Кузнецов, обладатель редчайшего голоса — мужского сопрано. Сам в маске. Начинает. Экстаз. Это было нечто! Пел так, что лопались перепонки! Какая силища, какая нежность. О погоде уж никто не вспоминал...».

Ну как на «Спасской башне» не исполнить столь любимый военный репертуар? На «Смуглянке» партизанку отыгрывал мужчина, кокетничал, ясное дело, с залом, а потом неожиданно выбежал солист и стал танцевать брейк! «Катюшу» традиционно исполнила вместе с хором дочь Михаила Турецкого Эммануэль. Затем «военный блок» сменился «народным»...

— Такой накал страстей начался, что люди в итоге повскакивали с мест, — продолжает Турецкий, — вместе пели, танцевали, делились эмоциями. Я вне себя от восторга: ведь стою на «нулевом километре», на главной площади страны. Ну как тут не любить свою Россию? Это не подделка какая-то, не игры в патриотизм — тебе доверили такой концерт! У меня одна только мысль была: жалко, что мама с папой меня сейчас не видят. А может... может, и видят сверху, ну хоть одним глазком, а?! Я бы все отдал за это. Моя мама, моя маленькая еврейская мама из белорусского еврейского местечка... всегда повторяю эту шутку, что «я — сын одного рабочего и двух крестьян». И вот какая произошла за жизнь метаморфоза — теперь еще и Красная площадь!

Выступление Хора Турецкого на Красной площади. Фото: предоставлено пресс службой.

■ ■ ■

...Вторая главная черта Хора Турецкого и, в общем, секрет его долгоживучести — это фундамент. Опора на традиции. Здесь ничего не делается постольку-поскольку, «а вот народу нужна такая песенка — давайте ее споем», нет. За песней стоят имена десятерых, кто прежде ее душевно пел, и каждого (!) здесь помнят и ценят. После гитарного соло на мотив «Дорогой длинною» весь зал запел «русскую антикризисную» (определение Турецкого) — «Черный ворон»...

— Вот звучит песня «Издалека долго течет река Волга», и хочешь не хочешь возникает перед глазами вся эта ностальгия — Воронец, Зыкина, Герман, Кристалинская... сегодня мало кто может воссоздать душу песни, которую исполняли такие люди. А эта ниша очень нужна сегодня. И увидите, будет новый виток, когда все устанут от бездушной машины нашего шоу-бизнеса, от отсутствия в музыкальных произведениях вообще какой-либо идеологии. Возьмите нынешние клипы — это лишь удобный ритм, чтобы танцевать, а эмоции-то никакой...

«А теперь мы просим не петь тех, кто родился после 1986 года», — шуточная преамбула открыла страничку ностальгического советского репертуара, правда, в исключительно актуальном оформлении: так, что «Ленина, по-прежнему такого молодого» с удовольствием подхватила и юная часть зрителей.

— Концерт на Красной площади гармонично перейдет в «Праздник песни», который мы в этот раз начинаем с Твери, затем последует Тула, Красноярск, Владимир...

— Как вы нащупали этот формат — песенного общения?

— Люди не хотят видеть самолюбование артиста; им нужно ощущение сопричастности. Еще Карл Маркс (а он был мудрым человеком) говорил, что в искусстве очень важен принцип сотворчества. Те фильмы, в которых мы угадываем свою историю, нам куда более интересны, чем ленты от нас абстрагированные. Вот и музыка должна затрагивать коллизию именно твоих взаимоотношений, тогда ты можешь ДО-сотворять, ДО-думывать, ДО-сопереживать. Мы с людьми разговариваем прямо во время пения, и это завораживает... Так мы диктуем свой формат, создаем его вместе с людьми, ломая все стереотипы и, похоже, опережаем свое время.

Михаил Турецкий уверен, что к этому в итоге все и придут: артист полностью вычеркнет свое самолюбование и пойдет затаскивать зрителя в свое артистическое поле. Было бы забавно большому симфоническому оркестру вынуть из зала пятьдесят человек и усадить за пульты. Смех смехом, но без постоянных новаций и самоиронии Хор Турецкого просто бы не состоялся.

— Иной раз говорю своим зрителям: «Мы не придем продать себя, а придем создать вам настроение». Настроение может быть разным — жизнь, слезы, любовь, эмоции самые невероятные. Ведь не только нужно веселиться, нужно и продумать, прочувствовать — подняться на небеса и упасть в бездну. Даже иногда... в преисподнюю.

Хор Soprano Турецкого. Фото: предоставлено пресс службой.

■ ■ ■

...Шесть лет назад параллельно Хору Турецкого возникла женская арт-группа Soprano — кладезь великолепных голосов от самого высокого (колоратурное) до самого низкого (меццо).

— Ну что, девушки доказали свое право на существование в качестве самостоятельного коллектива?

— Проект Soprano тоже опережает время, это уникальная разработка, потому что вместе собраны все звезды. И красавицы. Каждая певица — это абсолютно сольная звезда, у которой может быть своя карьера, а когда они объединяются вместе, то создают широчайшую голосовую палитру. В одном концерте вы услышите рок и шансон, фольклор и эстраду, мюзикл и оперетту. И главное мое завоевание — я знаю, как их держать вместе. Вы в курсе, какое теплое настроение бывает на женских девичниках?

— Так на то они и девичники, чтобы о них мужчины не знали.

— Им намного интереснее вместе, чем с парнями. Они раскрепощенные делаются... Просто моя жена любит девичники собирать, и я краем глаза иногда наблюдаю. Как им хорошо, когда нет мужиков рядом. Ну, недолго так, конечно, но тем не менее. И для того чтобы женщинам было комфортно договориться между собой, мы создали Soprano. Самодостаточная группа, которая с нами никак не конфликтует в плане интересов, у них есть общее дело, и они его обожают. Тут мне помог менеджерский подход. Прежде чем взять в проект понравившуюся девушку, я изучал ее историю: смотрю, талантливый человек, и красивая, и умная — о, с трех лет детская хоровая студия! Значит, наша, значит, не случайно сюда забрела, не просто пришла из караоке покрасоваться и пристроиться в жизни. Все они служители. И у них уникальные возможности.

...Что они и продемонстрировали на Красной площади — от «Кармен» Бизе до русских народных песен, от рок-опер до джаза, от ретро-танго до отрывной эстрады. Все гениальное всегда просто: Турецкий потому и создал Soprano, что ему очень нравится песня «Ромашки спрятались», а парни не могли это спеть, потому что есть слова «сняла решительно пиджак наброшенный», неправильно бы поняли. Так что некуда было деваться. Впервые коллективами на Красной площади был исполнен гимн России, и это было, пожалуй, его самое эталонное звучание, так как исполняли 19 голосов — одни из самых лучших, отборных в нашей стране.

Хор Турецкого. Фото: предоставлено пресс службой.

■ ■ ■

— Я с ужасом подумал, кто до меня стоял на этой площади (не в сборном концерте, а в серьезном жанре): Лучано Паваротти, Пол Маккартни, самые великие. И вот наши два часа пролетели как одна секунда, и после десятичасового боя курантов все запели а капелла «Вечерний звон». А потом еще вспомнили, что в этот день 70 лет назад родился наш кумир Фредди Меркьюри: ну как тут не исполнить «Мы — чемпионы»? Думаю, я еще долго буду находиться в приподнятом настроении.

На Красной площади состоялся грандиозный совместный концерт Хора Турецкого и Soprano

На Красной площади состоялся грандиозный совместный концерт Хора Турецкого и Soprano

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27200 от 10 сентября 2016

Заголовок в газете: Обаяние Хора Турецкого на «Спасской башне»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру