Сахалинский зритель проголосовал за традиционную любовь

Кинофестиваль «Край света» после смены власти

19 сентября 2016 в 21:12, просмотров: 3640

Сахалинский международный кинофестиваль «Край света» проходил в шестой раз. Его почетным президентом остается кинорежиссер Алла Сурикова, а вот команда работает новая. Прежняя ушла со сменой губернатора.

Сахалинский зритель проголосовал  за традиционную любовь
Фото: Максим Федоров. Кшиштоф Занусси. Предоставлено фестивалем "Край света".

В этом году ее возглавил Сергей Новожилов, организовавший кинофорум «Амурская осень» в Благовещенске. Об особенностях работы на Дальнем Востоке он рассказал «МК».

- Специфика работы - в людях. На острове живет особенный народ. Можно говорить не о дальневосточной специфике, а об островной. Люди живут на обособленной территории, отгорожены от материка и это чувствуется. У них совершенно другой уровень самосознания. На Сахалине очень образованные люди, и они хотят видеть многое. Прежняя команда задала фестивалю высокий уровень по составу участников и программе. Многие кинематографисты летят сюда за экзотикой. Здесь много иностранных компаний, работающих вахтенным методом. Рядом – Южная Корея, Япония и Китай, а это страны с высоким уровнем развития. Здесь ощущается взаимопроникновение разных культур, многоконфессиональность. Православные, насколько мне известно, составляют только 30 процентов. Когда люди по-разному относятся к богу, это порождает массу нюансов в восприятии себя и окружающего мира. Составляя программу, то решили показать человека на грани, раз уж фестиваль называется «Край света». И она получилась крутая. В ней представлены картины очень высокого уровня. Но вот готов ли сахалинский зритель так резко перестроиться? Молодежь нас поддержала. Мы это поняли после встрпечи с блоггерами. Нужно ли развиваться в этом направлении или адаптировать программу к разновозрастному зрителю, делать конкурс более толерантный — об этом будем думать. Кшиштоф Занусси как президент жюри задал высокую планку. Некоторые говорили, что не надо сюда ехать, поскольку команда поменялась, и теперь привезут на Сахалин «Амурскую осень»-2. Я занимаюсь фестивалями 30 лет и стараюсь не повторять один в другом. Мы хотели сохранить то, что сделали наши предшественники, и немного расширить диапазон. Правда, не всегда помнили о том, что надо указывать возрастной ценз, тогда было бы меньше проблем.

Жюри возглавлял классик польского кино Кшиштоф Занусси. Он уверен в том, что нельзя идти на поводу у невзыскательного зрителя, призывал быть открытым миру и всему новому. При этом жюри отметило все-таки фильмам более спокойные. За исключением японской картины.

«Инородное тело» немецого режиссера Кристиана Вернера получило главный приз. Сам он — успешный документалист, когда-то справился со смертельным недугом и даже снял об этом фильм. В своей игровой картине Вернер рассказал о человеке «на краю». Главный герой после операцию по персадке почки встречается со своим донором, которая выбивается из сил, чтобы заработать деньги для своей семьи, живущей в Украине. Сыграла ее бывшая киевлянка Янина Элькин.

Японская «А капелла» Хитоси Язаки удостоена спецприза. Картина напоминает «Мечтателей» Бернардо Бертолуччи. Тот же конец 60-х, и в Японии отмеченный революцией в головах. Пожалуй, это самый радикальный фильм конкурса. Хитоси Язаки сказал, что его положение в кинематографе своей родины соответствует названию фестиваля: «Вот и я где-то на краю японского кинематографа». Героиня фильма – активная старшеклассница, ведущая борьбу за отмену школьной униформы, принимающая участие феминистских акциях. В кафе «А капелла» она знакомится со студентом, который перевернет всю ее жизнь. Любовь принесет сплошные страдания. Сразу и не поймешь, влюблен ее избранник в родную сестру или в друга. Когда правда откроется, наступит прямо-таки сериальный финал, испортивший все ненужным мелодраматизмом.

Сразу две награды достались грузинской ленте «Жизнь Анны» Нино Басилая - за режиссуру и актерскую работу. Актриса Эка Деметрадзе сыграла мать-одиночку, едва сводящую коны с концами, зарабатывающую на жизнь себе и сыну-аутисту. Привлекательность картины - в атмосфере, которую умеют создать в своих картинах современные грузинские кинематографисты.

Владимир Мишуков стал обладателем награды за лучшую мужскую роль в картине «Рыба-мечта» Антона Бильжо. Актером он стал недавно, до этого был прекрасным фотографом. А сыграл скромного корректора из Петербурга, приехавшего в эстонский городок спокойно поработать. Встреча с необычной девушкой из морских глубин изменит его жизнь. На «Кинотавре» картину встретили без особого энтузиазма, а в конкурс «Края света» она вписалась.

Еще одна японская картина «Сломленные дети» молодого режиссера Тэцуя Марико осталась без внимания жюри. В небольшом портовом городе Мицухама постоянно случаются драки. Герой фильма постоянно в них ввязывыается, нападая на случайных прохожих. Тэцуя Марико попытался разобраться в истоках насилия, познакомившись с человеком, который много дрался: «Говорят, что во время драки организм испытывает встряску. У нас есть есть префектура Эхимэ. Там проходит праздник, во время которого дерутся все. Люди в этот момент испытывают необыкновенный прилив сил и настроения».

«Руки моей матери» (Австрия-Германия) Флориана Айхингера о жертвах домашнего насилия вызвала шок у части зрителей. Сорокалетний герой вспоминает о потаенном, о том, чем в его детстве занималась мать с ним наедине. Интересно, что взрослый актер Андерас Доллер играет и ребенка. Но он изначально настолько напряжен и не меняется, что губит все усилия режиссера. По ходу фильма выяснится, что насилие - семейная традиция, а пожилая тетя героя еще девочкой подвергалась домогательствам отца и дяди. Зрителям часто кажется, что подобные вещи невероятны, они возмущаются, но жизнь свидетельствует о другом.

Еще один необычный участник программы - южнокорейский режиссер Чанг Джи Лим, представлявший фильм «За пределами тоски». В студенческие годы он участвовал в антиправительственных выступлениях, попал в тюрьму, где провел 8 лет. Там он и сформировался как режиссер. Но этим картинам сахалинский зритель предпочел безоблачный российский киноальманах «Петербург. Только по любви», снятый семью женщинами-режиссерами - от Ренаты Литвиновой до Авдотьи Смирновой. Он и получила приз зрительских симпатий.



    Партнеры