Кинорежиссер Дарья Полторацкая: «Каждый из нас произносил: «Понаехали тут!»

На кинофоруме «Рукопожатие» «присмотрелись» к межнациональным отношениям

В Москве завершился Всероссийский кинофорум «Рукопожатие» им. Николая Киселева - русского партизана, который в 1942 году вывел с оккупированной белорусской территории 218 евреев. Двое спасенных им людей в 2013 году посетили редакцию «МК».

На кинофоруме «Рукопожатие» «присмотрелись» к межнациональным отношениям
кадр из фильма "Побег из Москвабада"

Визитной карточкой «Рукопожатия» и стала документальная картина об этом человеке - «Список Киселева» Юрия Малюгина. Уроженец Башкирии, он почти всю жизнь прожил в Москве. 14-летний Шимон Хевлин, которого Киселев вывел за линию фронта, (иначе его бы расстреляли), живет в США, работает волонтером в музее Холокоста в Майями. Леон Рубин был спасен в шестилетнем возрасте, вместе с Киселевы и другими взрослыми прошел десятки километров и тоже выжил. Теперь он живет в Израиле. Посетив редакцию «МК», гости вспоминали о том, что немцы убивали евреев как насекомых.

В этом году кинофорум «Рукопожатие», а он проводится с 2013 года, расширил границы. Показы 15 игровых и документальных фильмов прошли в течение года не только в Москве, но еще пяти городах — Уфе, Ярославле, Казани, Ростове-на-Дону, Симферополе. Все представленные фильмы затрагивали тему толерантности и межнациональных отношений. Организаторы представили не только совсем новые картины, но и те, что сняты несколько лет назад. Среди них - «Ч/Б» Евгения Шелякина, «Гастарбайтер» Юсупа Разыкова, «В далеком сорок пятом... Встречи на Эльбе» Миры Тодоровской и Петро Алексовски, «No comment» Артема Темникова, «Спасская башня» Тофика Шахвердиева, «Посторонние» Павла Фаттахутдинова, «Тауба»(«Покаяние») Вилюры Исяндавлетовой, «Русские немцы» Владимира Эйснера», «Неопределенная форма» Александры Пустынновой, «Вернулись мы на родину» Людмилы Коршик и другие.

Екатерина Головня представляла в Ростове-на-Дону документальный фильм «Смоленская Швейцария» о том, как в Смоленской области живут переселенцы со всего Советского Союза. Екатерина считает, что проблема совместного проживания людей различного вероисповедания и различной культуры всегда волновала человечество: «А сейчас все больше пропагандируется понятие «толерантность», что означает терпимость к иному мировоззрению. Своими фильмами, в том числе и «Смоленской Швейцарией», я хочу сказать, что гораздо важнее взаимопонимание и взаимоуважение».

Родион Исмаилов рассказал в «Моей родне» о том, как поехал с дочкой в Азербайджан, на свою родину. Девочка, у которой русская мама, никогда не видела родственников по линии отца, впервые познакомилась с традициями другого народа. Родион рассказывает: «Для меня этот фильм стал своего рода антропологическим исследованием. Сам я — представитель двух культур и когда-то упустил момент осознания «кто я», а теперь решил исследовать процесс самоидентификации, провел эксперимент с собственными родными. Идея заключалась в том, чтобы ребенок, воспитанный в одной культуре, впервые оказался в другой, частью которой является, но никогда раньше с ней не соприкасался. Осознает ли он, что является частью этой культуры? Примет ли ее или будет дистанцироваться?».

Анастасия Зверькова сняла 15-минутный фильм «Земляк» в родном Иркутске, где и живет ее темнокожий герой Франсуа. По вечерам на местном телевидении он зачитывает сводки погоды, а днем водит трамвай. 20 лет назад Франсуа приехал в Сибирь из Африки, и будучи физиологом по образованию, освоил совсем другие профессии. Вот к чему привела его безмерная любовь к СССР. Только попал он совершенно в другую страну.

Евгений Шелякин, представлявший «Ч/Б» в Симферополе, рассказывает: «В Средней Азии, многих постсоветских странах гораздо меньше возможности прокормить семью. Вот люди и едут в Россию, чтобы строить, мести дворы, водить такси и отправлять деньги на родину. Кто-то пытается заработать легким и даже криминальным способом. Так возникают националистические настроения в обществе, Но все, что связано с жестокостью, насилием, никогда не решало проблем».

Завершился кинофорум показом игрового фильма «Побег из Москвабада» Дарьи Полторацкой о жизни гастарбайтеров из СНГ и просто приехавших в столицу жителей других российских городов. Дарья Полторацкая училась журналистике в МГУ, осваивала специальность «художника-монументалиста» в Строгановском училище, получила профессию актрисы на курсе Юрия Любимова в Щукинском театральном училище и только потом стала режиссером. Работала над сериалами «Талисман любви», «Не родись красивой», «Широка река» и другими, пока не дебютировала в полнометражном игровом кино «Побегом из Москвабада». «Москва — мой родной город, но мне стало неуютно в нем жить, - говорит Дарья Полторацкая. - Ведь город — это прежде всего люди. А мы стали другими — спешащими, толкающимися, огрызающимися. Мы легко идем на конфликт — любой! Почти каждый из нас хоть раз да произносил реплику: «Понаехали тут!» Кто «понаехал»? Разве в этом проблема? Кто теперь «мы»? Мне хотелось разобраться в этом».

Многие показы сопровождались бурными обсуждениями. Зрители не расходились после просмотров. Говорили не только о том, что понравилось им, а что нет, но обсуждали то, что происходит в их повседневной жизни, часто протекающей в атмосфере нетерпимости и неприятия тех, кто отличается от них самих. Это проблема не только российская. Все больше снимается в мире фильмов о мигрантах, о том, как представители разных культур находят или не находит общий язык. На словах представители благополучных стран готовы многое принять, а на деле весьма агрессивно воспринимают тех, кто приехал к ним и не дает спокойно жить.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру