Инициатива чиновника Минэкономразвития вызвала протест авторов

Композиторы, продюсеры и другие представители шоу-бизнеса не согласны с планами реформирования системы управления авторскими правами

Сферу авторских прав, и без того не самую спокойную, лихорадит второй год подряд. Сначала внимание общественности и СМИ заслужил бывший глава Российского авторского общества Сергей Федотов, со своими впечатляющими активами. Эта история вполне логично закончилась уголовным делом, по вскоре выяснилось, что злоупотребления Федотова были лишь верхушкой айсберга, и реформировать надо всю систему. Чем авторское сообщество успешно и занялось: собрали внеочередную конференцию РАО, заменили руководство, наметили комплекс мер для оздоровления своей отрасли.

Композиторы, продюсеры и другие представители шоу-бизнеса не согласны с планами реформирования  системы управления авторскими правами

И тут - новая напасть. На этот раз - со стороны госчиновников. Недавно статс-секретарь Минэкономразвития Олег Фомичев предложил передать функции по коллективному управлению авторскими и смежными правами в государственную публично-правовую компанию.

Мэтры и профильный бизнес немедленно обратились с протестом к первому зампреду правительства Шувалову. Свои подписи поставили композиторы Игорь Крутой, Максим Фадеев, Стас Намин, Эдуард Артемьев, Виктор Дробыш, Вячеслав Добрынин, Константин Меладзе, продюсеры Иосиф Пригожин и Владимир Шурочкин, а также представители Warner Music Russia, Universal Music Russia, Sony Music Russia, United Music Group, Национального музыкального издательства, Национальной федерации музыкальной индустрии, руководители музыкальных издательств и рекорд-компаний.

Международная конфедерация обществ авторов и композиторов (CISAC), под эгидой которой работают 239 организаций из 123 страны, тоже отреагировала на инициативу российских чиновников. Так, в своем обращении к Игорю Шувалову генеральный директор CISAC Гади Орон указал на то, что предложения Минэкономразвития России резко отходят от установившихся международных практик.

Однако пока господина Фомичева убедить не удалось. Наверное, стоит дать слово самим маститым и не очень авторам. Их оценки делают ситуацию абсолютно понятной.

Эдуард Артемьев, композитор, народный артист России:

- Идея Минэкономразвития о возвращении к ВААП, как его ни назови – ассоциация или еще что-то, это абсурд, я просто не понимаю, кому такое могло придти в голову.

Есть мировой опыт, есть опыт работы РАО, ВОИС, РСП – наша страна в сфере авторских прав достигла больших успехов. Зачем опускать нас до уровня Сенегала, Кубы, Марокко, да что искать примеры так далеко – трагический опыт государственного авторского общества в Украине у нас прямо перед глазами.

Виктор Дробыш, продюсер, композитор, заслуженный артист России:

Меня поразила беззастенчивость господина Фомичева, когда он заявляет о поддержке авторского сообщества предлагаемой им экспроприации у правообладателей возможности самим определять, как мы хотим управлять нашими же правами. И это заявление делается после того как буквально все представители музыкальной индустрии объединились и заявили о своем категорическом несогласии с предложениями Минэкономразвития. Мы будем настаивать на том, чтобы регулирование сферы авторских прав оставалось в ведении Минкультуры – там хотя бы понимают, о чем идет речь, и поэтому не наломают дров.

Стас Намин, композитор, исполнитель, продюсер:

Странно, создается такое впечатление, что кто-то занимается не выстраиванием сферы интеллектуальной собственности, а какими-то интригами. Вот недавно мы написали открытое письмо за подписью практически всех ведущих музыкальных продюсеров и авторов первому вице-премьеру И.И.Шувалову с копией в Минэкономразвития, где однозначно заявили, что ни госкомпания, ни какая-то выдуманная ассоциация, нам, авторам, исполнителям, продюсерам – не нужны.

Мы уже долгое время по поручению Президента РФ В.В. Путина занимаемся выстраиванием прозрачного и справедливого механизма, который не будет зависеть от одного человека, или группы людей. Механизма, который будет построен на основе современных технологий, и которые обмануть невозможно. У нас есть полное взаимопонимание внутри индустрии, и я убежден, что такой механизм будет выстроен уже в самое ближайшее время.

Господа чиновники, мы очень просим вас – дайте нам возможность наладить работу в Российском авторском обществе – РАО, где только что прошла конференция, и авторы определили, как они видят развитие организации. Пожалуйста, просто дайте нам работать и созидать.

Игорь Бутман, исполнитель, композитор, народный артист России:

Чтобы заниматься авторскими правами – надо разбираться в этом вопросе, как минимум – знать законодательство. Мы уже выразили свою позицию в обращении к И.И.Шувалову – мы считаем, что авторы уже на деле показали свое желание и способность к самоорганизации, мы в силах сами навести порядок в делах организаций, которые управляют нашими правами. Нового ВААП в любой его форме нам не надо.

Илья Резник, композитор, народный артист России:

Меня очень удивили предложения Фомичева из Минэкономразвития. Получается, что он хочет повторить весь негативный опыт РАО, только в формате государственной структуры. Очень правильно сказал об этом Алексей Волин из Минкомсвязи России – на РАО, которая не является государственной структурой, можно и даже уже нашли управу, а вот если введут государственную монополию, то нам все останется только ходить по чиновникам и просить свои деньги.

Анатолий Кролл, исполнитель, композитор, народный артист России:

Правообладатели на деле показали способность к самоорганизации и готовность самостоятельно навести порядок в своих делах.

Но главное – сложившаяся система позволяет каждому правообладателю лично участвовать в коллективном управлении правами посредством членства в соответствующих организациях. Предложения же Минэкономразвития России содержат положения, которые не отвечают духу коллективного управления правами и входят в противоречие со сложившейся и доказавшей свою эффективность международной практикой.

Хабир Ибрагимов, драматург, исполнительный директор Татарского агентства интеллектуальной собственности:

- Новая организация, независимо от того, в какой форме она будет создана, не будет в состоянии защищать интересы правообладателей так, как действующие общества по коллективному управлению правами, которые имеют определенный опыт, наработки, налаженные контакты и договоры как с авторами, претендующими на вознаграждение, так и с компаниями, использующими их произведения.

Олег Ершов, поэт, композитор, писатель, продюсер, актер, исполнитель авторской песни (г. Калининград):

Мне не очень понятно, как можно предлагать заменить стабильно работающий в нашей стране механизм коллективного управления на что-то абстрактное, еще не созданное, не опробованное. Несмотря на критику и периодически возникающие вопросы к этой системе, ее эффективность в целом признают как сами правообладатели, так и крупные международные организации, что тоже немаловажно.

Игорь Жуков, поэт, писатель, сказочник, член Союза писателей России (г. Иваново):

Я считаю, что усиливать регулирование государством такой сферы, как коллективное управление авторскими правами, нет необходимости, ведь она уже регулируется в большой степени самими участниками творческих организаций.

Олег Некрасов, продюсер, автор, генеральный директор ООО «Издательство «Монолит»:

Весь музыкальный бизнес, все правообладатели однозначно против предложенной Минэкономразвития модели усиления государственного вмешательства в коллективное управление авторскими правами. Независимо от того, будет ли это в форме публично-правовой компании или некой окологосударственной ассоциации.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру