МАММ показывает и рассказывает, чем Маяковский выручил Родченко

Полвыставки художника — поэту

Генератор русского авангарда Александр Родченко умер 60 лет назад, но своими экспериментами опередил как минимум столетие. Почему — рассказывает и показывает Мультимедиа Арт Музей.

Полвыставки художника — поэту

Впервые на одной площадке собрались работы Родченко, отражающие все этапы и развитие его творчества. Вот фотографии и фотомонтажи, с которых глядят Николай Асеев, Лиля Брик, Маяковский. Владимиру Владимировичу посвящена чуть ли не половина выставки: помимо дружбы их связывали дела. Родченко иллюстрировал его произведения, оформлял обложки книг.

Гонорары тратил на фотографию. В своих воспоминаниях о поэте художник пишет, как однажды ему не хватало 30 рублей на покупку увеличителя в магазине Гека на Тверской, где он удачно встретил Владимира. Тот оплатил покупку, но забыл дать рубль на извозчика. Громоздкий увеличитель — почти 20 килограммов — пришлось тащить пешком, отдыхая на подоконниках магазинов.

Маяковского много и разного: поэт в обнимку с любимым псом Скотиком, декламирует стихи, задумчиво курит, строго оценивает новые издания. На обложках красуется Брик — складывает руку рупором у рта и кричит «Книги!» (надпись выполнена знаменитым шрифтом Родченко) или выпучивает глаза, видимо, маня читателя. «Муза русского авангарда», пойманная «Лейкой» Родченко, действительно завораживает. Все по контрасту — перспективы, свет, формы.

Схвачены ракурсы, невозможные ни в рисунке, ни в живописи. Как ему это удавалось — объясняет в дневнике сам Родченко: «Чтобы фотографии были просты и сложны одновременно, чтобы они удивляли и поражали... стоит бороться за фото как искусство». Чувствуется, как он боролся, снимал смело, с любовью к людям.

А его ругали в ту пору, запрещали, называя формалистом. Мастер не сломался, продолжал внедрять в фотографию идеологию конструктивизма. «Метод Родченко», включающий изобретенную им диагональную композицию и ракурсную съемку («Портрет матери», «Пионер-трубач»), нещадно тиражировали. Ничего хорошего из этого, как правило, не выходило: мало повторить формальные приемы, нужно еще романтическое начало.

У Родченко оно заложено в детстве, проведенном за кулисами театра, где работал отец. Отсюда такое количество эскизов декораций и костюмов к спектаклю «Клоп» по пьесе Маяковского, к фильмам Эйзенштейна и Вертова... Сильнее всего внутренняя романтика художника проявляется в его записях, особенно в письмах-сказках, которые он сочинял будущей супруге Варваре Степановой.

Вообще Родченко много писал, анализируя жизнь и художественную практику. В истории русской фотографии первой половины ХХ века Он единственный, кто оставил свидетельства художественной рефлексии. Часто повторял призыв: «Мы обязаны экспериментировать». Теорией не ограничивался, что доказывают картонные модели треугольного газетного киоска и другие архитектурные фантазии для города будущего.

Создавая их, Родченко мечтал, чтобы искусство вышло на улицы. Главной задачей считал — преобразить настоящее во имя будущего, и у него это получилось.

Генеральный партнер программы «История России в фотографиях» — ОАО «НОВАТЭК».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27226 от 11 октября 2016

Заголовок в газете: Чем Маяковский выручил Родченко

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру