Филипп Дарес: «Россия — страна, к которой нельзя остаться равнодушным»

Французский шансонье о шансоне, джаз мануше и любви

21 октября 2016 в 19:21, просмотров: 2998

Французский шансон... При этих словах неизменно представляются романтические улочки Парижа, уютные кафе и завораживающие звуки аккордеона. И хотя времена великих французских шансонье Пиаф, Азнавура, Монтана, которые с 40‑х до 70‑х годов господствовали на мировой сцене, давно миновали, жанр шансона популярен и в наши дни. Парадоксально, но французских исполнителей многие россияне знают куда лучше, чем российских. Шансонье, композитор и гитарист Филипп Дарес о том, как Россия запала ему в душу, о вдохновении и любви рассказал корреспонденту «МК».

Филипп Дарес: «Россия — страна, к которой нельзя остаться равнодушным»

— Филипп, как вы думаете, в чем феномен именно французского шансона, известного и любимого во всем мире? Вы проводили анализ, чем отличается он от того же русского?

— Французский шансон оформился в начале 50‑х. Каждая песня — это небольшая зарисовка из жизни. Сочетание легкой ностальгии и радости одновременно. Очень важен текст, важно исполнение, необходимо прочувствовать каждую песню и пережить ее. Конечно, важен аккомпанемент, мелодия... Русская песня отличается от французского шансона — музыкальные традиции разные, и это разные жанры.

— Вы с детских лет занимаетесь музыкой. Как приняли решение стать музыкантом? Была ли у вас альтернатива?

— Как только я начал заниматься музыкой, сразу почувствовал, что это мое. Учился игре на гитаре и пению. И уже в семнадцать лет начал зарабатывать себе на хлеб музыкой. Ничем другим меня заставить заниматься не удалось, хотя родители и пытались.

— Если филологи познают мир через текст, то музыканты — исключительно через музыку, звуки. Умеете ли вы считывать информацию по тембру голоса или улавливая звуковые нюансы?

— Я думаю, что для всех очень важны музыка, тембр голоса. Но, конечно, музыканты более чувствительны и требовательны к звуку.

— Знаю, что вы работаете с аранжировками, особенно с аранжировкой джаз мануш. В чем ее особенность?

— Последние мои песни написаны в стиле джаз мануш. Это свинговые песни под аккомпанемент акустической гитары, скрипки, контрабаса. Джаз мануш родился во Франции в 30‑х годах. На сегодняшний день он является современным и ретро одновременно и придает французской песне новое звучание.

— Вы выступаете во Франции, приезжаете с программами в Россию. Отличается ли прием нашей публики от иностранной? Отличается ли вообще публика по менталитету?

— Российская публика очень теплая, петь для нее одно удовольствие! Всегда улыбки, цветы. Французская публика тоже любит и ценит французскую песню, джаз мануш, но цветов меньше!

— Помните свой первый визит в Россию? Как это было?

— О-ля-ля!!! Надо бы написать книгу, как Теофиль Готье, «Путешествие в Россию». Знаете, в двух словах не расскажешь! Но песню «Славянская душа» я написал именно после моего первого визита в Россию.

— Откуда берете вдохновение?

— Трудно понять, откуда пришло вдохновение. Путешествия, чувства, переживания... Часто сюжет песни определяет настроение и дает музыкальную форму. Иногда музыка рождается где-то внутри...

— Если говорить о чувствах… У вас есть программа «Из Парижа с любовью», и вы покажете ее в Доме музыки. Что вы вкладываете в слово «любовь»? Как вы считаете, есть ли сейчас в наших ежедневниках, расписанных поминутно, в бешеном темпе жизни время на любовь? Мне так кажется: только в кино или театре, такая иллюзия любви.

— Любовь... Это древнее и вечное чувство! И, на мой взгляд, как раз сейчас, когда так много дел, проблем, передвижений, суеты, нам необходима любовь. Любовь во всех смыслах слова. Мой концерт называется «С любовью к России». С моей любовью к России и к россиянам. Он состоит из известных французских песен, тех, которые звучат и актуальны, несмотря на эпоху, моду, тенденции... Это неотъемлемая часть Франции — французский шансон. Песни Бреля, Азнавура, Адамо, Беко… Но я не пытаюсь имитировать, а даю им свою интерпретацию и аранжировку. Помимо этих песен прозвучат песни собственного сочинения, композиции из моего последнего диска «От Атлантики до Урала». Некоторые из них прозвучат впервые на сцене Москвы. Многие написаны в стиле джаз мануш.

— Наверно, писали музыку во время турне по России?

— Вы знаете, Россия — это страна, к которой нельзя остаться равнодушным, побывав в ней. Само собой получается, что находишься под влиянием обаяния и тепла людей, чувства авантюры, непредсказуемости... и, конечно, музыки. Год назад, после весеннего концерта в Москве, когда вернулся в Париж, музыка сама родилась под струнами гитары. Так родилась песня «От Атлантики до Урала». Другие песни были написаны за последние два года. Это большая совместная работа с авторами. Мне с ними очень повезло. Иногда мелодия рождается, а потом на нее ложится текст. Иногда наоборот.



Партнеры