За 10 дней до смерти Юрия Злотникова повесили рядом с Джексоном Поллоком

Сбылась мечта художника

На последнем этаже Мультимедиа Арт Музея, где еще недавно размещалась лучезарная аналитическая живопись Пино Пинелли, развесили не менее яркие и энергетически сильные абстракции Юрия Злотникова. Его громкую серию «Сигнальная система» 2 месяца назад заполучил в коллекцию парижский Центр Помпиду, а через 10 дней мастер умер на 87-м году жизни и отечественная абстракция осиротела.

Сбылась мечта художника
Посетителей завораживает коктебельский берег Злотникова 1978 года.

Он трудился до последних дней и оставил приличное наследие. Когда его увидели основатель ММАМ Ольга Свиблова и директор Центра Помпиду Бернар Блистен в мастерской художника, оцепенели от восторга. После чего «Сигнальная система», ставшая одним из символов оттепели, очутилась в Париже.

Часть работ из серии показывают на Остоженке. Перед нами чистая абстракция: без намека на реальность, зато с отсылкой к модной в 1960-е годы кибернетике, науке об управлении обществом и космическом предназначении человека. Рамы с белым фоном заполонены дождем из цветастых кругов, точек, полос, линий, намекающих на своего рода способ научного исследования живописи.

— Для меня эти знаки вступают в некий диалог, влияющий определенным образом на человека, поэтому с их помощью я пытался изучать поток человеческого сознания, — объяснял автор. — Сигнальная живопись — это модель наших чувственных переживаний.

Созданию оригинальной концепции, соединяющей достижения психологии, логики и математики, способствовало: а) царившее время «физиков и химиков», всеобщая вера в безграничные возможности науки, б) месяцы общения Злотникова с авторитетнейшими психологами Николаем Бернштейном, Соломоном Геллерштейном и с исследователями лаборатории Боткинской больницы. Там художник пришел к идее — понять вселенную, объяснить и сохранить ее от неминуемого распада.

Такие космические мысли могли посетить только человека без высшего образования, которого не загоняли в шаблоны и не заставляли идти по стопам академической живописи. Злотников окончил только Московскую среднюю художественную школу, элитное заведение, где учились как будущие представители «сурового стиля» Гелий Коржев, Павел Никонов, так и концептуалисты типа Ильи Кабакова. В конце концов дорога пролегла до коллекций Третьяковки и других важных отечественных арт-институций.

Всем успехам отзывчивый, беспафосный Злотников радовался как ребенок. Но больше всего ждал исполнения мечты: хотел выставиться рядом с Джексоном Поллоком, которого он увидел в 1959 году на Американской выставке в Сокольниках и в работы которого влюбился.

И вот за 10 дней до смерти родоначальник советской абстракции оказался на одной площадке — в Центре Помпиду — с лидером абстрактного экспрессионизма. Висят они недалеко друг от друга и максимально заряжают энергией своего минимализма.

Партнер выставки: TELE 2.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27258 от 19 ноября 2016

Заголовок в газете: Сбылась мечта художника

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру