Председатель жюри Каннского кинофестиваля Педро Альмодовар оценит Достоевского на мистическом уровне

Лия Ахеджакова защитит права человека на лазурном берегу

17 мая открывается 70-й Каннский кинофестиваль. В первый же день покажут фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, участвующий в основном конкурсе. А откроют фестиваль внеконкурсные «Призраки Исмаэля» французского режиссера Арно Деплешена с участием Марион Котийяр и Шарлотты Генсбур. Главный герой — кинорежиссер Исмаэль — 20 лет пытается понять, куда исчезла его возлюбленная. Позднее он встретит другую женщину, но тут прошлое напомнит о себе.

Лия Ахеджакова защитит права человека на лазурном берегу
Кадр из фильма «Теснота». Кадры из фильма предоставлены Фондом Пример интонации

Конкурс: русская муза Годара и Николь Кидман в нескольких лицах

В основном конкурсе — 18 картин. Состав — звездный, как всегда, это каннский иконостас. Вписались в него уже давно и надежно Андрей Звягинцев, который представит семейную драму «Нелюбовь», и Сергей Лозница, снявший «Кроткую» под впечатлением от Достоевского. В фильме «Грозный» Мишеля Хазанавичуса — обладатель пяти «Оскаров» за фильм «Артист» — обратился к биографии гуру мирового кино Жан-Люка Годара. В роли Годара — Луи Гаррель. Стэйси Мартин, знакомая многим по «Нимфоманке», сыграла Анн Вяземски, с которой Годар прожил в браке 12 лет.

В конкурсе также представлены: «Из ниоткуда» немецкого режиссера турецкого происхождения Фатиха Акина, «Истории семьи Майровиц» американского режиссера Ноа Баумбаха, «Окча» (США–Южная Корея) Пон Джун-хо с Тильдой Суинтон, «120 ударов в минуту» французского режиссера марокканского происхождения Робина Кампилло, «Роковое искушение» Софии Копполы с Николь Кидман (у нее четыре картины в разных программах), «Роден» Жака Дуайона о знаменитом скульпторе, которого сыграл французский актер Венсан Линдон, «Хеппи-энд» Михаэля Ханеке о беженцах в Европе с Изабель Юппер и Жан-Луи Трентиньяном, «Мир, полный чудес» Тодда Хейнса, «На следующий день» южнокорейского режиссера Хон Сан Су, японский «Свет» Наоми Кавасе, «Убийство священного оленя» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса опять же с участием Николь Кидман и Колином Фарреллом, «Луна Юпитера» венгерского актера и режиссера Корнела Мундруцо, «Двуличный любовник» французского режиссера Франсуа Озона, где сыграла Жаклин Биссет.

Жюри: от «Английского пациента» до «Людей Икс»

Жюри основного конкурса возглавил дважды лауреат Каннского кинофестиваля 67-летний испанский кинорежиссер, сценарист, продюсер и писатель Педро Альмодовар. В жюри также представлены: американские актеры Джессика Честейн и Уилл Смит, итальянский режиссер Паоло Соррентино («Молодость», «Великая красота»), немецкий режиссер и сценарист Марен Аде (ее фильм «Тони Эрдман» стал лучшим, по мнению Европейской киноакадемии), китайская актриса и певица Фань Бинбин («Шаолинь», «Люди Икс: Дни минувшего будущего»), французская актриса, сценарист и режиссер Аньес Жауи (в телефильме «Иванов» Арно Селиньяка по пьесе Чехова сыграла вдову Бабакину), южнокорейский режиссер Пак Чхан Ук («Олдбой», «Служанка»), французский композитор ливанского происхождения Габриэль Яред (написал музыку к фильмам «Английский пациент», «Холодная гора», «Талантливый мистер Рипли»).

Кадр из фильма «Теснота». Кадры из фильма предоставлены Фондом Пример интонации

«Особый взгляд» Александра Сокурова и Умы Турман

Вторую по значимости конкурсную программу «Особый взгляд» откроет «Барбара» французского режиссера и актера Матьё Амальрика. Жюри «Особого взгляда» возглавит американская актриса Ума Турман. Участвует в этом конкурсе и картина «Теснота» молодого кабардинского режиссера Кантемира Балагова — ученика Александра Сокурова, ставшего художественным руководителем проекта.

Вот что Александр Сокуров рассказал о своем ученике, которого вывел на старт: «Кантемир Балагов — выпускник моей режиссерской мастерской в Кабардино-Балкарском государственном университете имени Х.М.Бербекова в Нальчике. Над замыслом, который превратился в картину «Теснота», Кантемир работал вместе с петербургским сценаристом Антоном Ярушем. Я сам не очень люблю фильмы с опорой на болезненные социальные сюжеты. Но в сценарии Кантемира и Антона просматривался интерес к характерам персонажей, к самой истории из жизни. Мне кажется, что и во время съемок Кантемиру удалось сконцентрироваться именно на этом направлении».

События происходят в 1998 году на Северном Кавказе, в Нальчике. В еврейской семье — несчастье, местные бандиты похищают младшего сына и его невесту и требуют непосильный выкуп. История похищения, которая легла в основу сюжета, основана на реальных событиях.

За права человека в Каннах ответит Ахеджакова

О фильме «Кроткая» Сергея Лозницы, участвующего в главном конкурсе, рассказал «МК» один из продюсеров проекта с российской стороны Лев Карахан:

— На каком этапе Россия подключилась к проекту Сергея Лозницы?

— На стадии сценария. Сергей его написал, показал нам и предложил участвовать. Мы встречались с Марианной Слот (продюсер фильмов Ларса фон Триера «Рассекая волны», «Танцующая в темноте», «Догвилль» и других. — С.Х.), ставшей консолидирующим продюсером на этой картине, договорились об условиях нашего участия. Сценарий и компания нам нравились, и мы стали работать вместе. Длился подготовительный период порядка двух лет. Мы и сейчас продолжаем плотно работать с Лозницей по проекту «Бабий Яр».

— Съемки проходили в Латвии. В чем заключалась задача российских партнеров?

— Мы в основном участвовали в обсуждении сценария, отснятого материала, натурных съемках. Ездили в Даугавпилс, встречались с актерами, Сергеем, обсуждали материал. Работа велась скорее консультативная.

— Помимо девятки актеров «Коляда-театра» кто еще снимался?

— Лия Ахеджакова. Она играет представительницу по правам человека в заштатном городе, где находится исправительное учреждение.

— В титрах указано, что «Кроткая» снята по мотивам одноименного произведения Достоевского.

— Фильм не имеет никакого отношения к Достоевскому, кроме того, что его произведение вдохновило Сергея Лозницу. Это скорее инспирирующий мотив, а не сюжетная основа. О присутствии Достоевского тут можно говорить на мистическом уровне.

— Картину увидят в России?

— Да. Все права на территорию России и Украины у нас.

— Каннский фестиваль ждал фильм?

— Да, там питают слабость к Лознице. Со времен Жиля Жакоба Каннский фестиваль любит воспитывать с молодых ногтей будущих триумфаторов. Так было с Ларсом фон Триером, братьями Коэн. Все они поднимались по Каннской лестнице в прямом и фигуральном смысле слова. Канн любит выращивать своих победителей, не заимствует их. Единственный, наверное, случай, когда Канн взял готовый продукт, — это Звягинцев, ставший сначала победителем Венецианского фестиваля. Так редко бывает. С Александром Сокуровым произошла обратная история. На Каннском кинофестивале он появился как зрелый мастер. Не знаю, были ли у него личные обиды, но основные надежды он стал со временем связывать с Венецианским фестивалем, где получил «Золотого льва» за потрясающий фильм «Фауст». А Лозница с первой картины «Счастье мое» появился в каннском конкурсе, и все его фильмы с тех пор участвуют в нем. Тут особенный случай. Этим могут похвастаться Сокуров, Павел Лунгин.

— Сергей Лозница много лет мечтает снять фильм «Бабий Яр», но всегда что-то мешает.

— Много финансовых сложностей и не только. Трудно было снимать на территории Украины. Уже нашли яр под Харьковом, но поскольку начались всем известные события, тяжело было организовать там съемки. Сейчас поиск перенесен в Прибалтику. Может быть, там найдется подходящая натура, и не исключено, что следующий проект как раз и будет «Бабий Яр».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27394 от 17 мая 2017

Заголовок в газете: Альмодовар оценит Достоевского

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру