Девушка Бонда Мэриам д`Або оказалась грузинкой и женой «оскароносца»

Режиссер малобюджетного индийского фильма стал в Армении миллионером

Главную награду «Золотой абрикос» получил на 14-ом Международном кинофестивале в Ереване молодой индийский режиссер Санал Кумар Сасидхаран за малобюджетный фильм «Сексуальная Дурга», снятый за одну ночь без сценария. В состав жюри игрового конкурса входил российский кинорежиссер Алексей Федорченко.

Режиссер малобюджетного индийского фильма стал в Армении миллионером
Мэриам д' Або и грузинский режиссер Георгий Овашвили.

Санал Кумар, снявший свой второй полнометражный фильм за смешные деньги, стал в Армении миллионером. Помимо почетной награды и корзины со спелыми абрикосами он получил … два миллиона армянских драм. Когда вынесли табличку с такими внушительными цифрами, неискушенные иностранные гости замерли. Но стоило произвести перерасчет… В общем, это примерно две тысячи долларов. Удивительно другое - как они нашлись. Накануне открытия казалось, что фестиваль не состоится. Денег на его проведение не было. Но скромный бюджет играет в данном случае существенную роль. Когда деньги не льются рекой, люди включают голову и извлекают максимум из минимума. В Ереване каждый год великолепные гости и отличная программа (хотя за право «первой ночи» здесь никто не бьется). Многие наши фестивали, имея внушительный бюджет, не в состоянии ничего подобного достичь.

Индийский режиссер Санал Кумар Сасидхаран признался: «Я поражен ночной жизнью в Армении. Люди гуляют, сидят в кафе. Поразительная свобода ночи. В Индии ты должен идти домой и смотреть телевизор, как только стемнеет. Это официальное правило». В его фильме «Сексуальная Дурга» все происходит ночью на дороге в одном из южных районов страны. Муж с женой пытаются добраться до железнодорожной станции на попутке и оказываются в компании отморозков. Попытки покинуть машину ни к чему не приводят. Попутчики только повторяют, что здесь опасно и воруют людей. Полиция ничем не лучше новых знакомых. Ощущение страха достигает апогея. Перемежаются эти сцены кадрами священного ритуала в честь индийской богини: людей подвешивают на крюки за кожу и везут по городу при огромном скоплении народа. Ничего общего с привычным нам индийским кино «Сексуальная Дурга» не имеет.

Удивительно, что в Ереване, где так любят российское кино, в конкурсе не было наших картин. Велись переговоры по поводу «Тесноты» Кантемира Балагова и «Аритмии» Бориса Хлебникова, но они ничем не увенчались. В итоге показали вне конкурса «Аритмию», которая довела половину зала до слез. А потом зрители задавали самые неожиданные вопросы. Например, о главном герое, который только на первый взгляд инфантильный. Армянские женщины оценили, как он обнимает жену. Борис Хлебников не дрогнул даже от самых интимных суждений и рассказал о своем видении: «Герой Александра Яценко сам не принимает решений, перекладывая это на жену. В семейной жизни он – поросенок. Ведет себя как 13-летний подросток». Кстати, один из продюсеров картины Рубен Дишдишян – уроженец Еревана.

Жюри игрового конкурса возглавлял британский режиссер и «оскароносец» Хью Хадсон («Огненные колесницы»). Ему самому накануне закрытия фестиваля вручили почетный «Параджановский талер» за достижения в профессии. Изготовлен он, конечно, не из фольги, но по образу и подобию тех талеров, которые делал в туберкулезном тюремном бараке кинорежиссер Сергей Параджанов из крышек от молочных бутылок советских времен. Хадсон попросил, чтобы церемония награждения прошла в Музее Параджанова, что и было сделано. Ему также подарили традиционную восточную сумку хурджин, сотканную в ковровой технике. Такие обычно надевают на верблюдов и ишаков, чтобы перевезти продукты. Хью Хадсон оказался человеком отменного вкуса, что сказалось на распределении наград. Его впечатлило молодое экспериментальное кино. Да и в целом состав жюри был хорош. Достаточно назвать имена нашего Алексея Федорченко, Илдико Эннеди из Венгрии, чей фильм « О теле и душе» получил на недавнем Берлинале «Золотого медведя», Сиро Гера из Колумбии с его 40 мировыми наградами (два года назад его фильм «Объятия змея» победил в Ереване).

На фото кинорежиссер Хью Хадсон и актриса Мэриам д'Або.

«Серебряный абрикос» вручили бразильской «Арабии» Жуаса Думанаса и Альфонсо Учао. Как и «Сексуальная Дурга» она впервые была представлена на Роттердамском кинофестивале и тоже разрушили расхожие представления о традиционном кино своей страны. Специального упоминания жюри удостоена немецко-болгарская картина «Вестерн» Валески Гризебах. Она снята в болгарской деревне, куда приезжают строить плотину немецкие рабочие. Отношения с местными жителями выстраиваются крайне напряженно. Это два мира, которым никогда не сойтись. В картине снимались в основном непрофессиональные актеры, в том числе и местные жители, простые сельские люди. Результат великолепный.

О мигрантах много теперь картин на любом фестивале. Таковы наши реалии. Украинское «Гнездо горлицы» Тарас Ткаченко снимал в селе Выжница под Черновцами и в Генуе. Сценарий написан по произведению ныне покойного Василя Мельникова, дочь которого уехала в Италию работать. Героиня фильма Дарина в исполнении прекрасной актрисы Риммы Зюбиной тоже отправляется на заработки в Италию, чтобы прокормить семью. После показа режиссера засыпали вопросами по поводу жизни в чужой стране и ситуации на Украине. Тарас рассказал о знакомом поляке, который работает посудомойкой у китайца в Германии, о том, как сами итальянцы едут в Англию в поисках лучшей жизни. По его словам, 14 миллиардов евро в год приходит в Украину от тех, кто работает в Европе и отправляет свои сбережения родным. На вопрос, в чем формула успеха Украины, Тарас ответил: «Смотреть в лицо своим проблемам. Украина больна, но она на пути к выздоровлению». У фильма трагическая история. В разгар съемок умер 46-летний актер Виталий Липницкий, сыгравший мужа главной героини. Пришлось все перекраивать, две сцены снимать с другим актером, но зритель этого не замечает.

Жену Хью Хадсона – британскую актрису Мэриам д`Або - на фестивале называли девушкой Бонда. В 1987 году она ее сыграла в фильме «Искры из глаз» Джона Глена. В роли Джеймса Бонда снялся Тимоти Далтон. И хотя у Мэриам немало других ролей, в том числе и в телеэкранизации «Доктора Живаго» Джакомо Кампиотти, где она сыграла мать Лары, от шлейфа бондианы не уйти. Мэриам рассказала: «У меня грузинские корни. Моя мама из Тбилиси». А дед – грузинский генерал Георгий Квинитадзе. Мэриам работала в жюри конкурса «Армянская панорама», а это трудное дело, поскольку это самая обширная программа. И не потому, что в Армении высокоразвитая киноиндустрия (говорят, что на «Арменфильме» всего одна камера). Дело в другом – активно работают армяне, живущие по всему миру. Да и призов слишком много. Армянское кино преобладало в общей сложности, включая внеконкурсный показ. Чего там только не было, вплоть до короткометражки, снятой в Грузии бизнесменом, живущим на Кипре. Его герою снится товарищ Сталин. Вождь с экрана вещает: «Приговариваю тебя к белой горячке». Мэриам д`Або высоко оценила класс армянских актеров и особенно молодого Самвела Тадевосяна, сыгравшего в фильмах «Линия» и «Браво, Виртуоз!», который снят живущим во Франции режиссером-армянином Левоном Минасяном. Такое ощущение, что это картина времен 90-х, когда снималось кооперативное кино. Удивительно, что сегодня человек, получивший кинообразование во Франции, работает в том же духе. Так что молодому дарованию пришлось нелегко - попробуй сыграть что-то вроде классики «Жил певчий дрозд» в контексте бандитской комедии про киллера по кличке Виртуоз.

В документальном конкурсе «Золотым абрикосом» отметили палестинскую «Охоту на призраков» Раеда Андони. «Серебряный абрикос» достался турецкой ленте «Мать Дердо и ореховое дерево». Ее героиня произвела сильное впечатление на жюри. Дочь держала ее за руку, чтобы пожилая деревенская женщина не очень волновалась, увидев себя на экране. Но мама Дердо хохотала, глядя себя и свою соседку на экране.

Награда Католикоса всех армян Гарегина II «Да будет свет» вручена армянскому композитору Тиграну Мансуряну, написавшему музыку к «Цвету граната», наследующему в своем творчестве идеи знаменитого армянского классика Комитаса (родившегося в Турции, учившегося в Берлине, умершего во Франции). Церемония прошла в священном Эчмиадзине.

Не обошлось и без небольшого скандала. Зрители не увидели одну из программ, в которой участвовали два фильма ЛГБТ- тематики («Сады абрикоса» и «Послушай меня»). Союз кинематографистов Армении отказался от запланированного показа, сославшись, правда, на другие причины. В итоге организаторы сняли всю программу, где были представлены разнообразные картины.

Многие фильмы показывались под открытым небом. В прежние годы зрители их смотрели даже в зоопарке. А теперь приходили на Лебединое озере и в Парк влюбленных. Кинотеатров в Армении катастрофически мало. Всего четыре на всю страну. Два из них находятся в Ереване. Старейшую «Москву», построенную еще в советские времена и ставшую главной фестивальной площадкой, недавно его хотели подвергнуть реновации. Но ереванцы проявили активность и отстояли. А то бы негде было проводить «Золотой абрикос».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27447 от 20 июля 2017

Заголовок в газете: Девушка Бонда оказалась грузинкой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру