Кустурицу «скрестили» с Федуком и металлистами-язычниками

Екатеринбург снова стал центром музыкального притяжения

Формат фестиваля шоу-кейсов, когда сотни или даже тысячи музыкантов из разных стран одновременно выступают на нескольких площадках, с каждым годом становится все популярнее во всем мире. Один из самых ярких примеров — South by Southwest в Техасе, обзор с которого выходил в прошлом году в «MegaБите». В России это был, конечно же, V-Rox Ильи Лагутенко, проводившийся 5 лет подряд во Владивостоке. В 2015-м такое событие впервые прошло и в Екатеринбурге, получив название Ural Music Night. «ЗД» наконец добралась до Урала, чтобы лично оценить масштабы происходящего.

Екатеринбург снова стал центром музыкального притяжения
Heilung (Дания).

Этот город стал музыкальной Меккой еще в 1986 году, когда в нем образовался легендарный Свердловский рок-клуб. Лидерами его первого фестиваля стали группы «Наутилус Помпилиус», «ЧайФ», «Трек» и «Сфинкс». А тремя китами, на которых он держался, принято называть поэта, философа и переводчика Илью Кормильцева (писавшего тексты для «Нау», Насти Полевой, «Урфин Джюса» и др.), композитора Александра Пантыкина и создателя организации Николая Грахова. Хотя свое существование она прекратила в 1991-м, ее герои вошли в историю, продолжив славный рок-н-ролльный путь. Позже Екатеринбург породил новую волну артистов, играющих инди-музыку, — таких, как «Сансара», «Обе Две», «Курара», RSAC Феликса Бондарева, Alai Oli. Хотя большинство из них переехали в Москву и Санкт-Петербург, они продолжают возвращаться и активно выступать в родном городе. Например, в этом году яркие сеты на фестивале отыграли «Сансара» и «Курара».

Олег Ягодин («Курара»). Фото: Александр Осипов

На самой первой «Ночи музыки» в 2015-м собралось 70 000 человек, в 2017-м — уже 150 000. В этом — 2500 музыкантов выступили в Екатеринбурге на 100 площадках перед 200 000 гостей. Одним из необычных нововведений стала сцена, расположенная прямо у входа в аэропорт, где гостей приветствовали группы «Танцующий хлопок», Odree и ВИА «Татьяна». Последняя — уже давно известный на отечественной сцене ансамбль семи выпускниц музыкальных и театральных столичных вузов, исполняющих песни и романсы 1930–1960-х годов. Участники «Танцующего хлопка» называют свое представление «джазовым данс-спектаклем», а Odree пропагандируют «независимость мышления» в текстах и музыке. Уже по первым мелодиям и аккордам было очевидно, что артисты здесь играют самую разную музыку, никак не ограниченную стилистическими и форматными рамками.

Александр Гагарин («Сансара»). Фото: Александр Осипов

ВЛАДИМИР ШАХРИН: «Надежда уже в том, что молодые люди продолжают брать в руки инструменты»

Бессменный лидер группы «ЧайФ» прилетел домой с гастролей и пришел на приветственную пресс-конференцию, чтобы поддержать создателя «Ночи музыки» Евгения Горенбурга и провести журналистам небольшую экскурсию на катере по реке Исеть. Артист рассказал про знаменитый дом Севастьянова, построенный в стилистике псевдоготики, необарокко и мавританской традиции, про строительство Ельцин-центра, Екатеринбургский цирк, куда он водит внуков, киноконцертный театр «Космос», Храм-на-Крови, выросший на месте расстрела царской семьи, про свои фантазии о марширующих физкультурниках, выходящих со стадиона «Динамо» (однажды они все-таки материализовались), и показал, где живет мама Вячеслава Бутусова. За несколько десятилетий в рок-н-ролле у музыканта уже выработалась своя четкая творческая оптика, способность выявлять актуальные тенденции, о чем «ЗД» немного пообщалась с ним на встрече.

— Владимир, вы уже много лет возглавляете екатеринбургский фестиваль «Старый Новый Рок». Можно ли назвать это событие его преемником?

— Когда несколько лет назад Евгений Горенбург рассказал мне про идею фестиваля, я сказал честно: «Я не знаю, как это возможно, поэтому не буду в этом участвовать», — и слился, не прыгнул в этот поезд. Сейчас я понимаю, что все удалось, получилось, о мероприятии меня спрашивают журналисты по всей стране. В этом году я сам написал свой личный путеводитель по городу, и там есть глава про самые интересные фестивали Екатеринбурга, которая открывается историей именно про Ural Music Night. Здесь есть что послушать, посмотреть. Конечно, времени мало, а площадок много, но действительно интересно исследовать как можно больше.

— Не так давно вышел фильм Евгения Григорьева «ПроРок» — собственно, документальная история, в которой вы с Сергеем Бобунцом и Александром Пантыкиным отбираете три молодые группы и наблюдаете, что происходит с ними в течение нескольких лет. Хотя им даются камеры, каждой — деньги на клип и возможность заявить о себе, ребята толком ничего не добиваются. В то же время мы видим сегодняшний фестиваль, где кроме иностранных гостей выступают, причем довольно успешно, и местные команды. Все-таки есть «та молодая шпана», о которой вы пели? Есть ли все-таки надежда на новых героев?

— Надежда уже в том, что молодые люди по-прежнему берут инструменты в руки, сочиняют музыку, стихи, и это уже хорошо. Если есть желание, мотивация — значит, есть шансы на успех и на то, что сцена будет развиваться. Говоря о фильме, если вы имеете в виду, что эти группы не совершили какой-то вселенский прорыв, то возникают вопросы: «а судьи кто?» и «что понимать под прорывом?». Не существует каких-то общих мерок, единых критериев. У каждого свой путь, своя планка, своя скорость движения, поэтому любая оценка тут будет не объективна.

Когда я сам посмотрел фильм после выхода, взглянул на всю эту историю со стороны, то окончательно убедился, что мы сделали правильный выбор. Это хорошие группы. Все три коллектива совершенно разные, все интересные, многие мои знакомые обратили на них внимание. Лично мне очень понравился «Городок чекистов», другие отмечали Cosmic Latte, третьи — «Сам себе Джо». Никто не остался без внимания. Они делают хорошую музыку, и это уже немало.

Мы на днях играли в Самаре в фан-зоне сразу после матча Россия—Уругвай, и перед выходом на сцену ведущий спросил меня: «Как вас представить — народный, заслуженный артист?..» Я говорю: «А у меня нет никаких званий». Регалии же совершенно неважны. Здесь есть площадка на фестивале, где выступают выпускники Ural Music Camp — ребята со всей страны, которые занимались на протяжении недели в профессиональном музыкальном лагере и подготовили свои концертные программы. И можно много любопытного услышать.

Рогатые датчане, африканские «местные мальчики» и «древнерусский D'n'B»

Рок, этника, экспериментальная музыка, джаз, лаунж, хип-хоп, синти-поп, гараж — публике было из чего выбирать, на разных площадках каждый мог найти музыку себе по вкусу. Концерты отыграли артисты из 26 стран, представлявших Сербию, Молдавию, Великобританию, Германию, Австрию, Испанию, ЮАР и др. На фестивале впервые устроили масштабную дискотеку, где несколько тысяч человек отплясывали под песни Joy, Arabesque и Baccara. Одним из самых необычных стало выступление венгерского дуэта Kubinyi Julia & Szokolay Dongo Balazs. Певица Юлия Кубине выросла в семье, чья история тесно связана с фольклором, стала солисткой государственного народного ансамбля в Будапеште и художественным руководителем музыкального дома Fono Buda в Вене. Балаж Соколаи Донго играет абсолютно сумасшедшую импровизационную музыку на различных духовых (флейтах, волынках, дудуке, тарогато, кавале). То, что они делают вместе, больше похоже на странный саундтрек к фильму о параллельном мире, чем на традиционное выступление. Не менее необычным был выход на сцену команды из ЮАР Abafana Bakamqumeni, чье название переводится как «Местные мальчики». Они соединяют национальную африканскую музыку и танцы с современными мотивами, что выглядит колоритно и забавно одновременно.

В «Ночь музыки» на площадках зажигали и артисты, которые сейчас впереди планеты всей на современной сцене. Ажиотаж вызвало выступление рэпера Федука (Федора Инсарова). На знаменитой екатеринбургской «Плотинке» — месте праздников и народных гуляний — было не протолкнуться, и зрители, оказавшиеся на внушительном расстоянии от сцены, сначала даже не поняли, вышел ли артист или музыка играет в записи, а когда стало ясно, что герой начал концерт, восторженно закричали. В 2013-м он написал заглавный трек для фильма Антона Борматова «Околофутбола», который стал неформальным гимном «околофутбольщиков» и принес ему популярность в ультраправых кругах. Однако массовый успех пришел к исполнителю только в 2017-м, когда он выпустил вместе с Элджеем песню «Розовое вино», не единожды возглавившую впоследствии и ZD Charts.

Еще одной звездой Ural Music Night стал Нейромонах Феофан, участник, пожалуй, всех альтернативных фестивалей этого лета, с которым «ЗД» встречалась и на «Кинопробах», и на «Дикой Мяте». Участники проекта — Феофан собственной персоной, всегда скрывающий лицо под капюшоном, диджей Никодим и Медведь. В концертном составе с ними выступает также барабанщик Amatory Даниил Светлов. Свой стиль они обозначают как «древнерусский драм-н-бэйс». Самая известная фраза из песен — «надо поле притоптать», а главный аттракцион заключается в том, что лидер группы просит «богатырей» на этом самом импровизированном поле разойтись по двум сторонам и потом побежать друг на друга стенка на стенку. «Только красным девицам держаться в стороне!» — предостерегает артист. Пока, к счастью, во время аттракциона ни одного «богатыря» и ни одной «красной девицы» не пострадало.

Еще одни альтернативные хедлайнеры «новой волны» совсем другого рода — группа «Громыка» из Петрозаводска, участники которой выступают в костюмах членов Политбюро на фоне портрета известного политического деятеля и поют песни с текстами в духе Хармса. Кстати, большими почитателями последнего являются участники коллектива Fire Granny. Эти парни (выпускники знаменитой мастерской Олега Кудряшова, откуда вышли многие интересные актеры и музыканты) совсем недавно заявили о себе — исполняют самоироничный ретро-рок в образах смешных и нелепых ребят из прошлого.

Долгожданным гостем стал Эмир Кустурица со своим No Smoking Orchestra, который уже много-много лет не перестает собирать многотысячные залы и поддерживать интерес к своему балканскому детищу. Концерт и диджей-сет отыграл Иван Дорн.

Но больше всех, став действительно уникальным открытием, «ЗД» поразило выступление датского коллектива Heilung, который еще никогда до этого не выступал в России. Лица нескольких участников команды, вышедших в полумраке на сцену Театра драмы, закрывали страшные маски, на голову вокалистки были надеты оленьи рога, тела некоторых покрывали звериные шкуры, другие выступали с обнаженными торсами в набедренных повязках, отбивая ритмы на барабанах из кожи. Их перформансы, в которых воссоздаются сцены из эпохи викингов и железного века, стали популярны в Европе (например, английский журнал Metal Hammer назвал их выступлением одним из лучших концертов 2017 года). Имя группы переводится как «исцеление». Основой композиций становятся заговоры, заклинания на древних европейских языках, тексты с амулетов и рунических камней. Зал они превращают в пространство для ритуального действа, которое пропитывается мистическими звуками и запахом благовоний. Все это по энергетике можно назвать настоящим языческим металлом, только исполняющимся без гитар. Почти два часа публика сидела замерев, а в финале многие повскакивали со своих мест и пустились в пляс вместе с датскими шаманами.

Гала-концерт «Светает». Фото: Александр Осипов

Выйдя на улицу после инфернального шоу, зрители окунулись в совсем другую атмосферу: на площади играли Therr Maitz во главе с Антоном Беляевым, а потом самые стойкие остались на гала-концерт «Светает», на котором встретили рассвет и хором спели «Луч солнца золотого». Это такая добрая и немного наивная традиция фестиваля, благодаря которому Екатеринбург на один день превращается в бурлящую голосами и звуками музыкальную вселенную.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру