Эксперты оценили слова Мединского, назвавшего "убожеством" взрослых любителей комиксов

"Для многих людей, которые не следят за новинками мировой культуры, это является достаточно сложным чтением"

Министр культуры России Владимир Мединский на открытии 32-ой Московской международной книжной выставки-ярмарки назвал «убожеством» ситуацию, при которой взрослые люди читают комиксы.

Между тем, авторов комиксов во всем мире называют сегодня живыми классиками. Их ставят в один ряд с большой литературой, и даже награждают Пулитцеровской премией.

В чем прелесть этого жанра, и что несут в себе комиксы, рассказали «МК» известный график, карикатурист, художник комиксов Алексей Иорш, а также писатель и литературовед Артем Новиченков.

"Для многих людей, которые не следят за новинками мировой культуры, это является достаточно сложным чтением"
Фото: пресс-служба Минкультуры России

- Владимир Мединский сказал, что «комикс — это для тех, кто плохо умеет читать». По словам министра, комикс должен быть предназначен только для ребенка семи-восьми лет, который учится читать.

- Все это очень прискорбно, автор этих строк, явно «сел в лужу», - говорит художник Алексей Иорш. - Причем, это было сказано на выставке, где присутствуют, например, комиксы из Сербии , которые берут свое начало в русской культуре. Их, в свое время, придумали русские офицеры, бежавшие из России после революции. Это были одни из первых комиксов в Европе, наряду с французскими и бельгийскими.

Сейчас комиксы являются предметом чтения не только детей, но и интеллектуалов. Комиксы исследуют в университетах по всему миру. Они не являются предметом массового чтения, как, например, бульварные романы или детективная литература. Я недавно вернулся из Америки, и заметил, что комиксы — это чтение больше для образованного среднего класса, который понимает визуальную культуру и такие нестандартные сообщения, которые не укладываются ни в рамки обычного текста, ни в рамки кино.

Комиксы — это отдельная культура. Года три назад была защищена диссертация по философии, написанная в виде комикса. Мы имеем дело с неким медиа, которое можно наполнять любым содержанием. Оно может быть простым, и детским, и не детским, - каким угодно. Другое дело, что для такой архаичной текстуальной культуры, в которой мы застряли, для многих людей, которые не следят за новинками мировой культуры, это является достаточно сложным чтением.

И мы опять никак не может догнать весь мир, даже Азию, по пониманию такого, казалось бы, простого искусства, явления культуры, какими являются комиксы.

- Есть огромное количество людей, которые получают огромное удовольствие от чтения графических романов и комиксов. Я принадлежу к их числу, - говорит, в свою очередь, писатель и литературовед Артем Новиченков. - Тем, кто считает, что это детский жанр, я бы сказал, что они застряли со своими убеждениями где-то в середине XX века, когда комиксы, действительно, были чтением для детей, потом — для подростков и студентов.

Популярные комиксы Марвел про супергероев, действительно, совсем не сложные и вызывают у широкой аудитории отношение, как к чему-то несерьезному, чем они собственно и являются. Но уже в 70-80-t годы в графических романах появились совсем другие, новые, более сложные истории. Очень глубокие, неоднозначные, подразумевающие в чем-то даже обширные знания в области философии, социологии и так далее. Например, графические романы культового автора Алана Мура, или цикл графических новелл «Город грехов» американского писателя и художника Фрэнка Миллера.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру