Музыка нас связала: первый гастрольный тур нового российско-британского оркестра стартовал в Сочи

Уникальный фестивальный оркестр Бриттена-Шостаковича, объединивший молодых талантливых музыкантов из России и Великобритании, был создан в рамках перекрестного года музыки

Необычный проект оказался замечательным примером не зависящей от политической ситуации дружбы разных стран. Поддержали его две компании – российская «Роснефть» и британская BP.

Уникальный фестивальный оркестр Бриттена-Шостаковича, объединивший молодых талантливых музыкантов из России и Великобритании, был создан в рамках перекрестного года музыки

Музыкальный монумент

Создание оркестра было вдохновлено дружбой двух великих композиторов XX века - Дмитрия Шостаковича и Бенджамина Бриттена. Они впервые встретились на концерте Ленинградской филармонии в Королевском фестивальном зале в 1960 году, во время тура по Великобритании Мстислава Ростроповича, в котором он представил Первый виолончельный концерт Шостаковича. Между Бриттеном и Шостаковичем зародилась дружба, которая продолжилась на расстоянии благодаря постоянному обмену партитурами и записями через посредников. Главными из них были Ростропович и его жена Галина Вишневская, образовавшие дружный квартет друзей, с помощью музыки способный преодолеть идеологические границы эпохи холодной войны.

Последний период российско-британских отношений многие эксперты называют «холодной войной в миниатюре». Однако сейчас многие в Великобритании заговорили о разрядке в отношениях с Москвой. Лондон переходит к более осторожному, взвешенному подходу, который пользуется поддержкой в бизнес-кругах. Не случайно Владимир Путин весной этого года провел встречу с представителями британского бизнеса. Символом новой «антанты» как раз может стать оркестр Бриттена-Шостаковича. Это, возможно, попытка вновь нащупать точки соприкосновения двух наций и культурных традиций.

Идея создания объединенного оркестра родилась два года назад, когда началась подготовка к перекрестному году музыки между Россией и Великобританией. Воплотил эту идею в жизнь первый и единственный английский дирижер, под чьим руководством сегодня находится российский театр «Новой оперы» в Москве, - Ян Латам-Кениг.

- Обычно год музыки проходит так: музыканты из одной страны приезжают в другую, исполняют произведения своих композиторов, а потом все забывается. Мы же решили создать нечто, что будет жить и развиваться постоянно. Так появилась идея совместного российско-британского оркестра. Основная мысль - превратить этот оркестр в культурное наследие наших стран, своеобразный памятник, - рассказал его руководитель Ян Латам-Кениг.

- Создание оркестра приурочено к перекрестному году музыки двух стран. Мы хотели бы сделать что-то абсолютно уникальное, - подчеркнул на встрече с журналистами перед премьерным концертом в Сочи посол Великобритании в России Лори Бристоу.

Гамлет под Шостаковича

Для подбора музыкантов были объявлены прослушивания. Проходили они в лучших учебных заведениях двух стран. В России участники оркестра определялись среди студентов Московской, Санкт-Петербургской и Ростовской государственных консерваторий, Музыкальной академии имени Гнесиных, Государственного музыкально-педагогического института Ипполитова-Иванова. С британской стороны отбор проходили представители Королевского колледжа музыки, Гилдхоллской школы музыки и театра, Королевской академии музыки, Королевского Уэльского колледжа музыки и театра, Королевской консерватории Бирмингема и других. В итоге - 86 талантливых музыкантов.

В первый год своего существования оркестр будет исполнять исключительно музыку британских и российских композиторов. В репертуар нового оркестра вошли произведения Бриттена и Шостаковича, Чайковского и Рахманинова, Элгара и Прокофьева. При этом репертуар оркестра будет меняться в каждом городе. Например, в Москве и Санкт-Петербурге фестивальный оркестр даст редкие исполнения симфонической поэмы Шостаковича «Казнь Степана Разина» с участием хора «Новой оперы» и баса Алексея Антонова. А в Великобритании зрители смогут услышать сюиту Шостаковича к фильму «Гамлет». Сопровождать музыку будут диалоги Козинцева, исполненные Эдвардом и Фредди Фоксами.

Репетиции на курорте

Для первых репетиций новый оркестр собрался буквально неделю назад. И выбор пал на Сочи. В своих мемуарах принимавшая в 60-е годы прошлого века британского композитора Бенджамина Бриттена Галина Вишневская рассказывала о неожиданных сложностях, которые встали на пути искусства. Угощать иностранцев в то время в стране было попросту нечем. Однако выход был найден – блины.

- ... На их незакаленные заграничные желудки четыре, максимум пять горячих блинов, каждый залитый маслом, сметаной и украшенный большой ложкой икры, ложились тяжелым утюгом, после чего они отваливались от стола и могли только смотреть на оставшееся в банке лакомство, не в силах проглотить ни крошки больше. Тут я объявляла, что теперь будет обед и что их ждет шикарный ростбиф. Общий стон и мольба о пощаде были мне ответом. Ни разу не подвел нас горячий блин, верный друг, никто никогда не хотел после него отведать „шикарный ростбиф“, которого, конечно, не было, - писала певица.

Сегодня же Россия удивила британских гостей не только выдумкой и гостеприимством, но и качественной инфраструктурой и условиями Сочи и парка науки и искусств «Сириус», где проходят первые два концерта оркестра. Здесь у юных музыкантов есть все необходимое - комнаты для раздельных репетиций, сцена, удобные отели рядом, вкусная еда и возможность искупаться в море, которое находится в шаговой доступности.

«Понятно, что организация оркестра – дело не простое. Мы благодарны, что нашу идею поддержали не только правительства стран, но и частные компании - "Роснефть" и BP. То, что коммерческие предприятия задумываются о поддержке культурных событий, говорит об их высоком уровне социальной ответственности», - поделился Ян Латам-Кениг.

Несмотря на то что в Сочи все располагает к отдыху, большую часть времени молодые музыканты из Великобритании и России проводят в концертных залах. Иногда репетиции длятся по восемь часов. Сначала – индивидуальные, по группам инструментов, затем общие – в полном составе оркестра.

- У исполнителей разных стран всегда есть свои особенности. Русские музыканты знамениты своей техникой, виртуозным мастерством исполнения. А английские исполнители, наоборот, лучше играют в оркестре. Есть специфика и в выборе инструментов. В Британии традиционно «сильны» духовые и медные – трубы, валторны, тромбоны, а в России – струнные: скрипки и альты. Например, в составе группы из 26 скрипачей у нас 22 представителя российской стороны, - рассказал дирижер оркестра Ян Латам-Кениг.

На языке музыки

Различия в музыкальном менталитете, вкус и сложности языка не мешают участникам оркестра. Том Воттс – студент Королевского Северного музыкального колледжа из Манчестера. На трубе он играет с семи лет и после окончания учебы готовится работать в одном из оркестров Шотландии. А пока с радостью демонстрирует мастерство в новом российско-британском оркестре.

- В Россию я приехал впервые, здесь гораздо теплее, чем мы ожидали, у нас дома уже настоящая осень. А в Сочи жарко. Мне очень нравится работать с русскими ребятами. Они любят громкую музыку, к тому же, у них очень хорошая техника. Я исполняю несколько партий. Больше всего мне нравится исполнять произведения Чайковского. Русского языка вообще не знаю, а кто-то из ребят не понимает по-английски, но когда начинаешь вместе играть – все сразу понятно, - поделился впечатлениями Том Воттс.

Карина Каримова из Москвы предпочитает «мощную, сильную» музыку. Любимая партия в концерте – «Казнь Степана Разина».

- Я занимаюсь на альте с 6 лет. В оркестр попала после отбора в Московской консерватории. Даже не ожидала, что смогу. Но после прослушивания дирижер утвердил меня. Мне все очень нравится, замечательная организация, четко, понятно. Каждый день у нас начинается с групповых репетиций – в составе групп наших инструментов отрабатываем самые сложные «узлы», а вечером проходит общая репетиция. Дирижер очень хороший, показывает и объясняет, все понятно. Работы, конечно, много, но иногда даже успеваем искупаться в море. И новые друзья появились, английские ребята уже пытаются учить русский, - улыбнулась Карина Каримова.

На вопрос: «Что сложнее: играть соло или выступать в оркестре?» - Алис Хьюс из Уэльса ответила, не задумываясь:

- Это, просто, по-разному, но ты должен одинаково здорово делать и то и другое!

В оркестре у девушки – особая роль – она единственная играет на арфе. К тому же недавно Алис стала официальной арфисткой принца Чарльза.

- В Уэльсе на арфе играют многие, моя мама играла, дома у нас тоже была арфа. Для нас это привычно. Официальную арфистку для королевской семьи выбирают раз в два года. Так что сейчас я играю на различных официальных мероприятиях. Это очень почетно для всего региона, - объяснила Алис Хьюс.

Не менее интересно молодой арфистке и в новом оркестре.

- Замечательно встречать людей с таким разным культурным опытом. В концерте я играю семь партий, и даже не могу понять, чью музыку исполнять нравится больше: Бриттена или Рахманинова. У каждого очень много вариаций. А еще в Сочи – здорово! Вчера мы ходили смотреть на Олимпийский парк, а сегодня до репетиций я успела пробежаться и поплавать в море, - рассказала Алис Хьюс, покачивая еще не высохшими рыжими кудряшками.

Российско-английские гастроли

Игра молодых талантливых людей из разных стран оказалась понятна всем. Премьерный концерт нового российско-британского оркестра в Сочи собрал полный зал парка науки и искусств «Сириус». На дебютном выступлении зрители услышали «Фантазию на тему Томаса Таллиса» Ральфа Воана-Уильямса, «Рапсодию на тему Паганини» Сергея Рахманинова, «Русский танец» из балета «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Четыре морские интерлюдии» из оперы «Питер Граймс» Бриттена и Сюиту для эстрадного оркестра Шостаковича.

Публика тепло приняла первое выступление оркестра - зал стоя благодарил артистов овациями.

- Прелесть этого оркестра в том, что он объединяет сильные стороны русской и европейской музыкальных школ. В России больше внимание уделяется технике, виртуозность наших музыкантов – высокая, а в Англии – сыгранности, оркестр усилил лучшие стороны музыкантов. Молодость участников уравновешивается мастерством знаменитых исполнителей, как Ярослав Култышев, которые выходят с ребятами на сцену. Замечательно, что музыкальное сообщество получило новый коллектив, который поддерживается и на уровне профессионалов, и на уровне организации. Будем с интересом следить за дальнейшей судьбой этого проекта, - поделилась впечатлениями культурный обозреватель Дженнет Арльт.

Помимо олимпийской столицы, где 10 сентября состоится второй концерт оркестра, таланты ждут Москва (12 и 14 сентября) и Санкт-Петербург (15 сентября). Затем новый оркестр Бриттена-Шостаковича уедет покорять британскую публику Бирмингема, Ноттингема, Лидса, Манчестера, Эдинбурга, Бейзингстока и Лондона. В планах создателей оркестра – ежегодные гастроли.

фото: Пресс-служба "Фонд "Талант и успех"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру