Фестиваль «Уроки режиссуры» показал страшную историю главного театрального революционера

Психоделичный Мейерхольд

Региональная программа фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» открылась сложным во всех смыслах этого слова спектаклем. «Мейерхольд» питерской компании «Открытое пространство» — это не просто попытка рассказать историю жизни авангардиста и революционера советского театра, но и сделать это буквально на трех стульях. С премьерного показа — корреспондент «МК».

Психоделичный Мейерхольд
Зина Райх (Алла Данишевская) и Всеволод Мейерхольд (Анатолий Журавин).

Биеннале уже трижды проходит в столице и каждый раз показывает на своих площадках очень содержательные спектакли. В этом году конкурс представлен работами 16 молодых режиссеров, чей профессиональный стаж не превышает 10 лет, а заявленные постановки сделаны год и два назад. Одна из таких — спектакль «Мейерхольд», который открыл региональную программу на Симоновской сцене Вахтанговского театра.

Зал в Калошином переулке маленький и узкий. Боковые стены обнесены камнем, а действие разворачивается на небольшой сцене, созданной на манер амфитеатра. Публика собралась преимущественно взрослая, но даже она не может отказать себе в удовольствии сделать селфи в залитом красным светом помещении. Тем временем на сцене транслируется крупная проекция лиц Всеволода Мейерхольда и его супруги Зинаиды Райх в страстном поцелуе. На полу узнаваемый советский ковер, красный телефон и пара стульев. С потолка свисают белый круг и квадрат — тоже экраны. Перед началом спектакля нас традиционно просят выключить телефоны и добавляют: «Содержательного вам вечера».

Что мы знаем о Всеволоде Мейерхольде? Реформатор, который не принял школу психологического театра и создал свою систему «биомеханики». За это его будут боготворить и клеймить, а потом и вовсе упекут в НКВД. А пока он молод, любим и почитаем всей театральной общественностью и вместе с Михаилом Чеховым штурмует мировые залы.

В спектакле появятся еще несколько именитых личностей. Например, Константин Станиславский, Сергей Есенин (в виде емких реплик и незримых образов), нарком просвещения Анатолий Луначарский, а также театральный критик и следователь НКВД. Все эти роли исполняет один актер Сергей Мендельсон (театр «За черной речкой»).

Анатолий Журавин, сыгравший заглавную роль, получил роль, о которой мечтает каждый артист, и исполнил ее на зависть прекрасно. Его Мейерхольд меняется на глазах: от молодого и эксцентричного реформатора до разбитого и немощного старика. Он сложный и многоплановый, каким и должен быть. Благодаря режиссерским решениям Романа Габриа персонажу все время приходится крутиться, переключаться и существовать в тяжелейших композиционных рисунках.

Анатолий Журавин в роли Мейерхольда.

В роли Зинаиды Райх Алла Данишевская. К слову, директор театра «Открытое пространство» и жена актера Анатолия Журавина. Муза на сцене — муза в жизни. Это не последний герой спектакля. Самостоятельный персонаж — чарующий и временами пугающий видеоряд, созданный Александрой Магелатовой. Экран в этой постановке — не общепринятая фишка современного театра. Это подсказчик тем, кто не сильно осведомлен в театральной истории, что именно Всеволод Мейерхольд ввел видеопроекции в спектакль.

Добивает зрителя, и без того зачарованного талантливой жутью происходящего, музыка. Специально для постановки композитор Влад Крылатов написал электронные темы в стиле IDM. Чтобы лучше понять, что это за буквы, больше схожие с названием первого компьютера, достаточно вспомнить легендарное «Сияние» Кубрика. Эпизод, когда из открывающихся дверей лифта хлынули реки крови под психоделическую музыку.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28099 от 12 октября 2019

Заголовок в газете: Психоделичный Мейерхольд

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру