В Москве открылась выставка памяти художника и монаха Арцыбушева, прошедшего лагеря

Серафим несломленный

Алексей Арцыбушев — человек со сложной, но показательной судьбой. Его жизнь — это повесть о том, как сохранить себя в самых тяжелых, бескомпромиссных условиях. Как остаться собой в эпоху лжи. Внук министра юстиции царского правительства, сын нотариуса его величества родился в переломные времена, в 1919 году, в религиозной семье. Он прошел все: потерю близких, голод, лагеря, и не утратил светлого взгляда на мир. Не отступился от своих взглядов и убеждений. К 100-летию художника, писателя, философа и монаха в галерее «Веллум» после 30 лет тишины открылась выставка его работ, важных для современности не только с художественной точки зрения.

Серафим несломленный

По сути эта юбилейная выставка впервые показывает широкому зрителю Алексея Петровича Арцыбушева как прекрасного художника. За всю его долгую и насыщенную жизнь, а скончался он два года назад в возрасте 98 лет, было всего несколько показов. Последний — в 1990 году. Почему же случились эти 30 лет молчания? Просто Арцыбушев не гнался за славой. Профессиональный художник (учился в Московском художественно-полиграфическом училище, работал в театрах, его работы публиковались в журналах) считал более важным общественную деятельность, а именно восстановление памяти о мучениках советского режима, многие из которых его стараниями были причислены к лику святых. Сам Арцыбушев, который пронес веру через всю жизнь, принял монашеский постриг в старости и был наречен отцом Серафимом. Выбор имени не случаен. Дело в том, что Арцыбушев родился в селе Дивееве, рядом с монастырем, названном в честь преподобного Серафима Саровского. В голодные годы НЭПа отец Арцыбушева выменивал вещи, чтобы прокормить не только семью, но и помочь монастырю. Связь с этим местом и фигурой Серафима Саровского во многом сформировала Арцыбушева.

Алексей Арцыбушев начал работать как художник регулярно и профессионально уже в зрелом возрасте, тогда же начал писать книги, среди которых наибольшую известность получил автобиографический философский роман «Милосердия дверь». Предположительно, художественное наследие Арцыбушева насчитывает несколько тысяч работ, но точно утверждать искусствоведы не берутся: он многое дарил, что-то было утрачено. На выставке к 100-летию мастера выставлено 29 работ. В основном это графика, хотя есть и несколько живописных работ. Все они предоставлены семьей — второй супругой Еленой Арендт и падчерицами автора Марией и Натальей. Наибольший интерес представляет именно графика. Перед нами мастерские зарисовки, в которых чувствуется крепкая школа и близость к актуальному в 1960–80-х «суровому стилю». Пейзажи наполнены прозрачностью, остротой и легкостью. Глядя на них, нет ощущения, что перед нами казармы Заполярья, где мучаются и гибнут люди. Зато чувствуется авторское «я» с очень светлым, чистым и любовным отношением к миру. В них есть спокойствие, равновесие, четкость взгляда и формы.

— Для нашей галереи это абсолютно гуманитарный проект в память о философе, мыслителе, художнике, писателе, — рассказывает «МК» искусствовед и галерист Любовь Агафонова. — О человеке, который сделал очень много для сохранения русской культуры, которая была до революции. Он собой являл образ аристократа, верующего человека, гуманиста, свойственного не ХХ страшному веку, а тому, который был до революции. Удивительны перипетии его судьбы, и страшные, и прекрасные одновременно. Он 10 лет провел в лагерях, он мог погибнуть каждую минуту, пока находился в заключении. Он нес в себе культурные коды, которых так не хватает сегодня. Глядя на его работы, читая его книги, мы должны становиться лучше.

— Его жизнь — это жизнь вопреки. О чем еще она говорит современному зрителю?

— Его судьба говорит о несломленности. Мы тоже можем и должны в себе сохранять этот стержень. Мы живем в сложном жестком мире. Но не таком страшном, как было тогда. Но сегодня мы часто отчаиваемся, думаем, что невозможно что-то сделать. А глядя на его судьбу, понимаешь, что все возможно. Он родился в мистическом месте, потом семья была вынуждена переехать в Муром. Их гнали из одного места в другое. Арестовывали за то, что они были последователями катакомбной церкви, где отказывались славить советскую власть. Он считал власть Советов бесовской и никогда не отступал от своих убеждений и веры. Даже в лагерях, где его били, пытались заставить писать доносы, а он отказывался и, конечно, получал за это. Пройдя все это, Алексей Арцыбушев остался собой. Он был искрометным собеседником, интеллектуалом с прекрасным чувством юмора. Сегодня, вспоминая Арцыбушева, не нужно делать из него восковую фигуру. Он был нормальным человеком. Пил водку, курил сигареты, ругался матом. Он просто жил и творил. Он является тем маяком, на который мы можем ориентироваться в ужасном пространстве современности.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28125 от 14 ноября 2019

Заголовок в газете: Серафим несломленный

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру