Кинематографисты повезут оленевода в Париж

В городе герой фильма «Северный ветер бывает теплым» не был 20 лет

На фестивале «Спутник над Польшей» в Варшаве питерский документалист Алексей Головков получил третью по значимости премию за картину «Северный ветер бывает теплым», снятую в Якутии. Сам он живет в Петербурге и собирался делать фильм о мамонтах, но случайно встретил в Эвено-Бытантайском улусе оленевода эвена Александра Колесова, живущего уже 20 лет в полном одиночестве.

В городе герой фильма «Северный ветер бывает теплым» не был 20 лет
Кадр из фильма "Северный ветер бывает теплым". Пресс-служба фестиваля "Спутник над Польшей".

Минкульт денег на этот фильм не дал. Возможно потому, что режиссер — самоучка, кинообразования у него нет. Но помогло Русское географическое общество, где в ближайшее время тоже не смогут поддерживать кинопроизводство. Хотя если говорить о патриотизме, о котором теперь так пекутся чиновники Минкульта, то вот он, патриот своей земли.

Герой фильма Александр Колесов живет в тундре. В городе он не был 20 лет. Вокруг только горы и ни души. Еду надо добывать самому. Ледяной ручей заменяет холодильник. Но при этом Колесов обеспечил маленькую съемочную группу, состоящую из режиссера и оператора, мясом и разговорами. «У этого человека живешь, как у Христа за пазухой, — говорит Алексей Головков. — Там, где живет наш герой, дорог нет. Мы добирались сначала на пропеллерном самолете Ан 24 из Якутска до деревни, потом две недели на автотранспорте по ледовым дорогам. А к месту предполагаемых съемок еще и на лошадях. Туда можно только летом добраться. Все остальное время Александр живет в одиночестве».

В ближайшей деревне, куда прилетает самолет из Якутска, живет полторы тысячи человек. Среди них друзья Александра, одноклассники, родной брат Михаил Колесов — знаменитый поэт в Якутии, получивший третью премию в конкурсе «Поэт года 2014». Свои стихи он набирал на старом телефоне. В кадре появится и отец Александра — тоже известный якутский поэт. В гостях у сына он играет в шахматы. Алексей Головков говорит, что в тех краях пропадает чувство времени, и человек ощущает истинную свободу. «Если начнется война, то Александр ее не заметит. Она до него не дойдет», — говорит Алексей. А сам Колесов рассказывает в фильме, что денег в руках давно не держал, да и незачем. Было бы ружье с патронами — без них в лесу не обойтись. Земля там такая, что надо задабривать богов, кормить их, совершать ритуалы. Алексей рассказывает, что остались еще места силы, контролируемые умершими шаманами. Их нет, а сила их осталась. Есть места, куда местные не заезжают, потому что там жили злые шаманы, и всякое может случиться. Например, техника заглохнет. Так что лучше обойти их стороной.

Александр Колесов называет себя последним оленеводом. Молодежь уже не хочет этим заниматься. У Колесова пятеро детей, была жена, но все разъехались, живут теперь в городах и деревнях. Зрители, посмотрев фильм, интересуются, откуда у героя взялись дети, раз живет отшельником.

Он нигде не был, кроме тундры и тайги, где единственным видом связи с большим миром является рация. Весь фильм мы слышим монолог героя, занимающегося будничными делами. Он рассказывает, что мечтает побывать в Париже и Риме, на белоснежных пляжах Австралии, чтобы ощутить вкус океана. А пока купается в озере, несмотря на прохладную погоду. Но холод для него все, он поэт холода.

Режиссер провел с оленеводом три месяца, пока снимал летнюю натуру. Частично сняли зимнюю часть, которая войдет во второй фильм. Основные съемки предстоят после Нового года, когда Александра повезут в Париж и Рим. Колесов видел только черновую версию первого фильма, когда приступили к съемкам второго.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28144 от 6 декабря 2019

Заголовок в газете: 20 лет без холодильника

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру