"Дылде" предостоит борьба с "Паразитами" за Оскар

В шорт-листе Американской киноакадемии — трое наших режиссеров

В США объявлен шорт-лист премии Американской киноакадемии, которую вручат 9 февраля в театре «Долби» в Лос-Анджелесе. Это будет 92-я по счету оскаровская церемония. В десятке претендентов на звание «Лучший международный художественный фильм» (раньше эта номинация звучала как «Лучший фильм на иностранном языке») — «Дылда» 28-летнего Кантемира Балагова. Константин Бронзит со своей новой работой «Он не может жить без космоса» претендует на номинацию «Лучший короткометражный анимационный фильм». А российский документалист Виктор Косаковский вошел в шорт-лист с документальной лентой Aquarela, созданным Великобританией и Германией.

В шорт-листе Американской киноакадемии — трое наших режиссеров
Кадр из фильма "Дылда". Пресс-служба Каннского фестиваля.

Кантемир Балагов — выпускник первой и единственной мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете. Его дебютная «Теснота» в 2017 году участвовала в каннском «Особом взгляде» и награждена премией международной кинопрессы ФИПРЕССИ. «Дылда» стала второй его картиной и рассказывает о жизни двух фронтовых подруг в послевоенном Ленинграде. Главную роль исполнила дебютантка Виктория Мирошниченко, номинировавшаяся на приз Европейской киноакадемии. «Дылда» снята без поддержки государства. Ее продюсерами стали Александр Роднянский и Сергей Мелькумов. Кантемир Балагов говорит, что снимал фильм о том, что война не заканчивается в момент прекращения огня, а продолжает убивать. В мае «Дылда» получила на Каннском кинофестивале приз за режиссуру в конкурсе «Особый взгляд» и награду ФИПРЕССИ, а в ноябре — единственная — сразу два азиатских «Оскара» в австралийском Брисбене. Ими отмечены за лучший сценарий Кантемир Балагов и Александр Терехов, а также молодой оператор Ксения Середа. Существенно, что состоялась американская премьера «Дылды» на фестивале в Теллурайде, а в январе начнется американский прокат.

В одной связке с «Дылдой» оказалась выдвинутая Чехией «Раскрашенная птица» Вацлава Мархоула, снятая на межславянском языке, где одну из ролей сыграл российский актер Алексей Кравченко. Вдохновила чешского режиссера на его приглашение увиденная в 13-летнем возрасте картина «Иди и смотри» Элема Климова. Здесь также представлены: эстонская «Правда и справедливость» Таннела Тоома, который уже номинировался на «Оскара» с короткометражкой, «Отверженные» темнокожего уроженца Франции Ладжа Ли, «Страна меда» от Северной Македонии, указанная еще и в документальной номинации, «Оставшиеся» родившегося во Франции Барнабаша Тота от Венгрии, «Атлантика» темнокожей Мати Диоп из Сенегала (Гран-при в Каннах), «Тело Христово» Яна Комаса от Польши, показанное в Венеции, победившие в Каннах «Паразиты» южнокорейского режиссера Пон Джун Хо (и это едва ли не главный конкурент), «Боль и слава» Педро Альмодовара от Испании. Десятку отобрали из 91 фильма-претендента.

Кадр из фильма "Он не может жить без космоса". Пресс-служба БМФ.

Выдающийся наш мастер анимационного кино Константин Бронзит дважды участвовал в оскаровской гонке и становился номинантом с картинами «Уборная история — любовная история» в 2009 году и «Мы не можем жить без космоса» в 2016-м. Теперь он вошел в шорт-лист с новым фильмом «Он не может жить без космоса». Если в предыдущем космическом мультфильме героями были два друга, которые готовятся к полету в космос, но выбирают в итоге одного из них, то теперь это история одиночества, а также взаимоотношений матери и сына, который повторяет путь своего отца, всю жизнь находившегося в скафандре. В категории «Лучший короткометражный анимационный фильм» представлены картины, снятые в разных странах: «Дочь», «Волосы любви», «Физика скорби», «Помни мои мысли», «Вне трасс», «Китбулль», «Сестра», «Незабываемый», «Помни мои мысли», «Дядя Томас: учет дней». Десятку лучших киноакадемики отобрали из 92 претендентов.

Кадр из фильма Aquarela. Предоставлены Clauudia Tomassini.

Документальную Aquarela («Акварель») Виктора Косаковского, которую, подводя итоги 2018 года, «МК» назвал одним из главных культурных достижений, вошла в шорт-лист «Оскара» в числе 15 неигровых картин, выбранных киноакадемиками из 152. Формально она не имеет никакого отношения к России, хотя и создавалась выдающимся российским документалистом. Произвели ее Великобритания и Германия. Косаковский никогда и ничего не просит. В России он больше 20 лет не получал никакого финансирования. В данном случае на него вышли британские продюсеры и предложили вместе поработать. Для того чтобы собрать бюджет на подобные картины, требуются годы, поэтому снимает Виктор редко, раз в пять-семь лет.

Aquarela — инновационный полуторачасовой фильм. Снимался он три года в разных точках мира — у самого высокого водопада Ангел-Фоллс в Венесуэле, в Майами, Индии, Атлантике, где бушевал ураган «Ирма», на Байкале — и это самая мощная новелла. В «Акварели» не привычные 24 кадра в секунду, а 96, а главной героиней стала вода. Премьера прошла в 2018 году на Венецианском кинофестивале. Для того чтобы фильм показать в оригинале, требуются специальные проекторы, которых в России нет.

В последнее время Виктор живет в основном в Испании. Когда в июне 2016-го он снимал в открытом океане на айсберге севернее Гренландии, к нему обратились представители Американской киноакадемии с предложением вступить в ее ряды.

13 января 2020 года объявят номинантов, а сама церемония награждения пройдет 9 февраля.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28154 от 18 декабря 2019

Заголовок в газете: Дылде предстоит борьба с паразитами

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру