Арт-сообщество обсудило новые коронавирусные реалии и последствия изоляции

Музеи на карантине кормят художников и врачей

Музейный мир приспосабливается к новой реальности. Переводит существующие выставки и образовательные программы в онлайн и запускает новые виртуальные проекты. Каждый день закрытые из-за карантина музеи теряют огромные суммы, ведь билеты не продаются (хотя некоторые выпустили билеты с открытой датой посещения). Несмотря на это, никто не увольняет сотрудников. Напротив, культурные учреждения оказывают посильную помощь художникам  и не только – например, готовят еду. Эти и другие вопросы функционирования культурных институций в период карантина обсудили на онлайн-конференции в ТАСС.

Музеи на карантине кормят художников и врачей

Сейчас все музеи закрыты, но продолжают работать. Речь не только об онлайн-программах, выставках, лекциях и экскурсиях. Многих художников карантин поставил в стесненные обстоятельства, поэтому музей «Гараж» организовал помощь. Как рассказал на онлайн-конференции директор «Гаража» Антон Белов, в столовой музея повара готовят обеды для бедствующих художников, и не только. Бесплатную еду музей отправляет врачам и социально-незащищенным группам населения – таким, как многодетные семьи. 

 Впрочем, и самим музеям приходится нелегко. Основной их доход от продажи билетов на выставки схлопнулся. Так, директор Московского музея современного искусства Василий Церетели признался, что с начала карантина упущенная прибыль составляет около 30 миллионов рублей. Тем не менее, музей не собирается никого увольнять или повышать стоимость билетов после выхода из изоляции. К тому же, Василий предлагает на время карантина пересмотреть 94-ФЗ, касающийся закупок произведений искусства, чтобы музеи могли поддержать художников и купить какие-то работы у них сейчас, а не в результате длительной процедуры одобрения закупочной комиссией. 

  С ним согласны остальные участники онлайн-встречи – Антон Белов, директор Мультимедиа арт музея Ольга Свиблова и глава Центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко. Правда, на «Винзавод» вход всегда был свободный, таким и останется, зато арт-кластер на период карантина снизил арендную плату для галерей, которые размещаются на его территории. «Гараж» же планирует снизить стоимость билетов после открытия открытия музея. Участники дискуссии говорят об одном: именно культура должна стать той необходимой сегодня психологической поддержкой для людей и после помочь вновь встроиться в обычную жизнь. Поэтому каждый из них активно переводит свою работу в онлайн, запускает новые проекты и привлекает новую аудиторию. 

 Из-за обилия инфомации людям часто нелегко сориентироваться в программах, лекциях и онлайн-экскурсиях. Поэтому Ольга Свиблова предложила подумать о создании общей эфирной сетки. Действительно, виртуального контента сейчас так много, что людям иной раз сложно уследить за всем. Впрочем, просьба «МК» высказаться всем участникам встречи по этому поводу осталась без внимания. Все-таки виртуальный формат дискуссий пока дает сбои, и это касается не только онлайн-конференций. Несмотря на то, что музейная жизнь онлайн забила ключом и многие музеи готовятся представить свои выставки в формате VR, их работа еще не отлажена. К тому же, онлайн не может заменить живого контакта с произведениями искусства.

 – Когда я видела в музее парочки, которые обнимаются и целуются, мое сердце радовалось, – говорит Ольга Свиблова. – Для этого и нужно искусство – чтобы чувствовать его энергию и переживать собственную жизнь как перформанс. Онлайн – это правильно и нужно, особенно в данных условиях. Могу сказать, что онлайн-конференции с сотрудниками сделали нашу работу более эффективной, правда, рабочий день увеличился до 14 часов… Но восприятие и ощущения искусства в виртуальном формате совсем не те. Это можно сказать и о практических занятиях онлайн, особенно с маленькими детьми. Знаете, в советское время в детских учреждениях существовала норма – 13 касаний в день. Для маленьких детей тактильный контакт очень важен, без него потом появляются комплексы как минимум, и психологические отклонения как максимум. Организовать виртуальные детские программы сложнее, тем более, что нужные инструменты не всегда есть дома…

  Но сейчас выбора нет, поэтому все музеи адаптируются к новым условиям и ищут в них свои плюсы. «Произошло обнуление и теперь разные музеи могут поработать в новых форматах», – отметил Антон Белов. Действительно, такой скачок виртуальной музейной активности вряд ли бы случился без карантина. И музеям нужно проявить максимум смекалки и находчивости, чтобы заинтересовать людей, ведь и конкуренция велика. При этом не менее важно интересно преподносить именно просветительский и образовательный контент, и делать так, чтобы посты про музейных котиков, собирающие сотни тысяч лайков, не затмевали настоящее искусство.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру