Позиционируют премию как российский аналог «Эмми». Поскольку никаких накрытых столов не было, каждый мог у себя дома поднять бокал вина за победу (но это за кадром), а потом повеселиться с коллегами в zoom-вечеринке. В отличие от живых церемоний, когда вечно кто-то не приходит, теперь присутствовали все номинанты. Актеры, из тех, кто анонсировал номинантов, а в их число не попал, из своих квартир объявляли имена потенциальных лауреатов. Только Кирилл Кяро и Гоша Куценко оживили бытовые картинки натуральными пейзажами. Река за спиной – теперь завидная роскошь. Ольга Сутулова, претендовавшая на лучшую женскую роль второго плана в «Содержанках», подготовилась так, словно ей предстояло пройти по реальной звездной дорожке. Она была в вечернем платье и макияже. Андрей Бурковский сознался, что пришел на премию без штанов. Он позаботился исключительно о том, каким будет его торс. Остального все равно не видно. Каждый в своем оконце переспрашивал коллег: «Слышно меня?» А Катерина Шпица пошутила: «Церемония не закончилась, а я уже дома». Аплодисменты звучали в записи. Получил приз – получай поддержку зала. Настоящий вечер иллюзий. Конверты с именами победителей, как водится, вскрывали долго, но тоже не выходя из дома.
Оценивали фильмы в 22-х номинациях исключительно продюсеры, охватившие своим вниманием продукцию, как теперь говорят, появившуюся в эфире в 2019 году. Статуэтки ручной сборки лауреаты пока получили виртуально, но в течение недели их пообещали доставить по назначению.
«Шторм» Бориса Хлебникова стал лучшим сериалом в категории от 5 до 24 серий, а сам Борис объявлен лучшим режиссером. Отмечены и талантливые сценаристы «Шторма» - семейный дуэт Наталии Мещаниновой и Степана Девонина. Получивший награду за лучшую мужскую роль второго плана Максим Лагашкин в парике и расшитых шелках, напоминавший гейшу, стал самым экзотическим и чумным гостем церемонии. Но это был костюме из сериала «Чума», где он снимается в роли Барона. Верный друг Лагашкина - Александр Робак – стал «лучшим актером сериала» в том же «Шторме». Когда-то они начинали в прочном тандеме, так что можно было сказать: «Мы говорим Робак, подразумеваем – Лагашкин. Робак обошел Александра Паля в сериале «Толя-робот» и Кирилла Кяро в «Эпидемии» и сам оценил свою работу: «Это лучшее пока из того, что я сделал. Это моя собственная оценка. Интересно пробовать себя в ролях, которые никогда не играл». Он также выдвигался за роль второго плана в «Эпидемии», но «проиграл» Максиму Лагашкину. Они сегодня снимаются активнее многих других, не сбавляя скорость даже в период карантина.
Лучшей актрисой сериала стала Виктория Исакова в «Эпидемии». Получая награду, она сказала: «Спасибо нашему режиссеру Павлу Костомарову, который убедил меня сыграть эту роль, который боролся за меня и уговаривал. Я безумно счастлива, что это случилось». Конкуренцию Виктории составили Анна Михалкова в «Шторме» и молодая и очень способная Любовь Аксенова в «Бывших».
«Шторм» против «Эпидемии» - вот главная интрига вечера. Теперь только и говорят, что пандемию победила коррупция, которая не временное явление, а наша константа. «Эпидемию» отметили за операторскую работу Давида Хайзникова, за грим, монтаж – над ними работали большие группы специалистов. За женскую роль второго плана наградили Марьяну Спивак. В торжественный момент на нее посыпались конфетти – кто-то из родственников, находившихся рядом, устроил праздничный дождь.
«Лучшим сериалом» более 24 серий объявили «Великолепную пятерку», спродюсированную без пяти минут главой Ленфильма» Инессой Юрченко. «Лучшим мини-сериалом» до 4 серий стал «Батальон» о событиях в Югославии в конце 90-х. Лучший комедийный сериал – «Жуки». Лучший мультсериал - «Три кота» Дмитрия Высоцкого.
В «Докудраме» сами с собой соревновались продюсеры Влад Ряшин и Владимир Бабич. Они произвели три фильма этой категории - «Польский след». «Рюриковичи», «Страна советов», что наводит на грустные мысли: неужели перевелись бойцы на этом поле. Победили в итоге «Рюриковичи». «Лучшим полнометражным фильмом» стал «Текст» Клима Шипенко, тоже соревновавшегося с самим собой. В номинации был представлен также его «Холоп». На него Клим и делал ставку, поскольку это рекордсмен проката, а продюсеры – люди прагматичные, умеющие считают деньги. А вот «Дылду» Кантемира Балагова они проигнорировали. Она изначально странно вписывалась в этот контекст, точнее – совсем не вписывалась.
Спецприз «За многолетнюю верность сериалам» получили классики еще советских времен Валерий Усков и Владимир Краснопольский, создавшие «Вечный зов», «Ермака», «Тени исчезают в полдень». Знаменитый тандем представлял только Владимир Краснопольский, сказавший, что за их плечами 34 картины, и если каждую серию считать отдельным фильмом, то сняли они в общей сложности 600 фильмов. Он перефразировал слова Маяковского о Ленине и партии: «Мы говорим Усков, подразумеваем - Краснопольский. Мы говорим Краснопольский, подразумеваем - Усков. К сожалению, я сегодня в одиночестве. Мой партнер и брат не в шутку занемог. Мы получаем благодарные письма зрителей. Значит, не зря пришли в кино. Может быть, нам еще удастся постоять у камеры, несмотря на наш возраст». Краснопольскому – 86 лет. Ускову -87. И они еще продолжают работать. Оба – удивительные и очень добрые люди. Когда-то над ними даже иронизировали. Сериалы и смотревшая их массовая публика считалась чем-то даже презренным. Всякое бывало. Но их фильмы становились хитами, их смотрела и знала вся страна. Сегодня достичь высот «Вечного зова» по многим показателям – не каждому дано. Вручая награду легендарному дуэту, режиссер и продюсер Джаник Файзиев заметил, что их фильм «Вечный зов» можно сопоставить по просмотрам с обращением президента. Похоже, это любимое сравнение в продюсерской среде. Три года назад примерно те же слова произнес Леонид Верещагин о фильме «Экипаж» Николая Лебедева тогда еще на «живой» церемонии АПКиТ.