Этот камерный сад существует в Москве с 1814-1816 годов, с той поры, когда началось строительство барской усадьбы в стиле «ампир» архитекторами Григорьевым и Жилярди. Он был типичным для московских садов того времени – с кустарниками, деревьями и цветами, высаженными особым образом. Бестселлерами того времени стали книги, связанные с толкованием цветов и букетов, их проекцией на мир людей. Это французское пособие «Азбука Флоры, или Язык цветов» Делашене, появившееся в 1811 году, и переводное издание «Селам, или Язык цветов» Ознобишина.
Поэты пушкинской поры – Батюшков, Баратынский, Жуковский, Грибоедов - сравнивали свое творчество с садоводческим искусством, называли себя садовниками в поэтическом саду. Быть искушенным во флористической символике считалось хорошим тоном, и щегольнуть этим знанием было делом не лишним. Пушкин и его друг Вяземский тоже не избежали этого поветрия и оказались причастными к увлечению метафоричностью цветов.
Сотрудники музея А.С.Пушкина утверждают, что Пушкин любил цветы, прислушивался к ним, понимал их язык и скрытые смыслы. Его поэзия наполнена флористическими метафорами. Из всех цветов он чаще всего упоминает розу, ассоциируя с ней женскую красоту, молодость, любовь, легкую грусть, связанную с краткостью земного пути. Специалисты подсчитали: розу Пушкин упомянул в своих стихах 89 раз. Вот и высадили на Пречистенке 89 розовых кустов.
В тот же вечер представили 100 раритетов из частной коллекции московских собирателей Татьяны и Сергея Подстаницких – это произведения изобразительного и прикладного искусства России XVIII-XIX веков, связанные с Пушкиным. У гостей, приглашенных на открытие выставки, была возможность выйти в Усадебный сад через балконные двери, спуститься по ступенькам к новому розарию и Садовому павильону, где расположилась часть экспозиции. В саду установили плетеные кресла-качели, с которых можно было любоваться розами и почувствовать себя героями пушкинской поры. Но пошел дождь, так что насладиться всеми прелестями летнего вечера не удалось. И посадку роз пришлось на время отложить. Пока только обозначили, где будут посажены розы и показали их гостям. Они – великолепны.
Особая церемония предшествовала символическому высаживанию красной и белой розы. Возложили эту миссию на коллекционера Татьяну Подстаницкую и искушенную в искусстве садоводства Людмилу Ижукову. Осталось дождаться хорошей погоды.
У посетителей Государственного музея А.С. Пушкина теперь появится возможность посетить Усадебный парк и полюбоваться розами. Еще один прекрасный и тихий уголок в летней и шумной Москве.