Постановщиком грандиозного действа стал кинорежиссер Стивен Содерберг, снявший еще десять лет назад фильм «Заражение», который воспринимается теперь как страшное пророчество. Содерберг пообещал, что у нас после церемонии будет ощущение, что мы посмотрели кино. В какой-то степени так и случилось.
Пандемия привнесла много нового в привычный распорядок. Каждому номинанту разрешено было привести только одного гостя. Так что было относительно малолюдно. Все участники церемонии в Лос-Анджелесе сдавали тест на коронавирус. Прилетевшие из-за рубежа кинематографисты в течение десяти дней находились в самоизоляции. И начиналось все не с привычного прохода по красной дорожке, а с некой разминки. Кинематографисты находились на летней террасе и разговаривали. Шла реклама нового музея кино, который откроется 30 сентября. Где-то на другом краю земли детский хор в свитерах пел на лоне природы. В эту мозаику включили ранее записанные клипы песен –номинантов. Актеры вспоминали, каким сложным был год. Некоторые номинанты сумбурно выходил в zoom, сидя дома на диване. Кто-то был в маске, кто-то ее не надевал. Почему бы и нет? Ведь, выходя на съемочную площадку, актеры снимают маски. Многие были одеты в золотые платья и золотые рубашки, напоминавшие статуэтки «Оскара». Один мужской костюм был из золотых нитей, напоминая уличные фигуры. Звезда «Твин Пикс» Лора Дерн появилась в платье из страусиных перьев.
Голливудский Dolby Theatre, где на протяжении 20 лет проходила церемония, опустел. Когда жизнь наладится, и коронавирус отступит, кинематографисты в него вернутся. А пока кто-то выходил в эфир, стоя на набережной Лондона, как Саша Барон Коэн. Кто-то сидел за столиками в одном из залов Центрального железнодорожного вокзала Union Station Лос-Анджелеса. Посиделки напоминали клуб по интересам: в одном помещении – сценаристы, в другом – актеры. В Лондоне номинанты собрались в Британском институте кино, в Париже - в студии телекомпании Canal+.
Южнокорейский режиссер Пон Чжун Хо, получивший в прошлом году награды за фильм «Паразиты», вручал «Оскар» за режиссуру, находясь в кинотеатре Сеула. Предсказуемо в этой номинации победила американка китайского происхождения Хлоя Чжао, снявшая «Землю кочевников». Принимая награду, она вспомнила свое детство в Китае, то, как играла, запоминая стихотворения. «При рождении все люди хорошие. Я считаю, что это так. Иногда жизнь заставляет думать иначе, но я все-таки верю в лучшее, вижу хорошее в других», - говорила Хлоя. В тот вечер она была самой необычной участницей церемонии - с косичками и в кедах. Никакого протокола. Подобное сложно было бы представить еще несколько лет назад. Жизнь меняется.
«Земля кочевников» стала лучшим фильмом, и объявили об этом не в финале, а чуть раньше, до того, как были названы победители в главных актерских номинациях.
Напомним, что в категории «Лучший фильм» было представлено восемь картин: «Манк», «Земля кочевников», «Отец», «Иуда и черный мессия», «Минари», «Звук металла», «Суд над чикагской семеркой», «Девушка, подающая надежды». Лидером по числу номинаций стал «Манк» Дэвида Финчера о сценаристе фильма «Гражданин Кейн» Германе Манкевиче. Их было 10. Манка сыграл великолепный Гэри Олдмен, но даже ему сложно было конкурировать с Энтони Хопкинсом. На недавнем «Золотом глобусе», имея шесть номинаций, «Манк» не получила ни одной награды. И теперь у картины награды за операторскую работу, работу художника-постановщика, а самого Финчера, словно и не замечают.
Еще одна особенность нынешнего «Оскара» в том, что среди номинантов не было крупнобюджетных фильмов, поскольку из-за пандемии на экраны практически не выходили блокбастеры. Лидером по числу номинаций стала стриминговая империя Netflix. У нее 35 номинаций. Небольшие по бюджету, независимые фильмы, таким образом, получили шанс быть увиденными. И «Оскар» они украсили. Он оказался по-настоящему сильным.
Впервые в его истории в режиссерской номинации были представлены две женщины — Хлоя Чжао и Эмиральд Феннел. Хлоя Чжао стала первой женщиной азиатского происхождения, номинированной за режиссуру. Ее «Земля кочевников» рассказывает о немолодой женщине, которая потеряла работу, живет в фургоне. Фильм уже отмечен «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля и «Золотым глобусом» и имеет посвящение – «тем, «кому пришлось уйти». Роль 60-летней героини, кочующей по стране в поисках заработка, сыграла великолепная Фрэнсис МакДорманд, которой помогли погрузиться в необычные обстоятельства реальные кочевники Линда Мэй, Шарлин Свэнки и Боб Уэллс, снимавшиеся в картине. Получив награду за лучшую женскую роль, она призвала всех дружно прийти на фильм и захватить с собой всех своих знакомых.
.83-летний Энтони Хопкинс, сыгравший главную роль в фильме «Отец» - пожилого человека, страдающего деменцией, получил «Оскар» за лучшую мужскую роль. На церемонию он традиционно не пришел, и статуэтка осталась в Киноакадемии. Это действительно грандиозная актерская работа, на которую способен только гений.
За «Лучшую женскую роль второго плана» отмечена южнокорейская актриса Юн Ё-джон, сыгравшая азиатскую бабушку в фильме «Минари». Ее продюсером был Бред Питт. На площадке с лауреаткой они не встретились, поэтому увидев его актриса воскликнула: «Где же вы были, когда мы снимали кино? .Я живу на другом конце земли и смотрю вместе с семьей церемонию утром как телевизионную передачу. И теперь я здесь! У меня два сына, ради них я много работаю, и наконец получила награду». «За мужскую роль второго плана» отмечен темнокожий актер Дэниэл Калуя, сыгравший в фильме «Иуда и Черный миссия». Он рассказывал о своей семье, где было шестеро детей.
«Душа» о жизни за порогом смерти стала лучшим анимационным фильмом. Ее авторы говорили о том, что контролировать жизнь невозможно. Она полна импровизации, как джаз. Их вдохновлял помимо прочего и образ Санкт-Петербурга. Последние семь недель над фильмом работали дистанционно, находясь дома. Картина также отмечена за лучшую музыку.
В категории «Лучший международный фильм» было много картин о врачах, но получила «Оскар» датская лента «Еще по одной» Томаса Винтерберга . Режиссер заплакал, принимая награду: «Я этого ждал с пяти лет, и свою речь готовил еще в школе. Фильм о том, как ты перестаешь контролировать жизнь… Моя дочь погибла. Простите…».
За оригинальный сценарий отмечена «Девушка, подающая надежды», в которой ромком перетекает в триллер, и есть приметы психологической драмы. За адаптированный сценарий наградили французского драматурга Флориана Зеллера, прежде работавшего в театре (в Москве идут его пьесы). Его дебютный фильм «Отец» родился из пьесы. Сценарий писался в расчете на Энтони Хопкинса, и если бы он отказался, то фильма и не было бы.
В этот раз вручили гуманитарные награды не только людям, но организации, занимающейся спасением людей. Один из лауреатов скромно сказал в ответ: «Я всего лишь помогаю другим людям». Ковид унес 2 миллиона жизней, и список тех, кто ушел, производит сильное впечатление. На протяжении всей церемонии кинематографисты говорили о преодолении расовых и прочие предрассудков, о том, что полиция убивает около пяти человек в год, и часто это афроамериканцы. Но не было ощущения политизированности, давления гендерной тематики. Все прошло по-человечески, и чувствовалось, что события прошедшего года многое изменили и сблизили людей.