«Пищеблок» снят по одноименному роману Алексея Иванова, чья проза идет просто нарасхват у кинопродюсеров. Результаты экранизаций книг Иванова получаются разными. К «Тоболу» и «Ненастью», наверное, было немало вопросов, в то время как «Географ глобус пропил» называют чуть ли не образцовым фильмом, а премьеры «Общаги» многие ждут с каким-то маниакальным нетерпением.
«Пищеблок» в книжном варианте – это и мистический хоррор, и подростковый роман, поэтому неудивительно, что и сериал получился как будто «и вашим, и нашим», хотя режиссерское кресло доверили именно специалисту по экранной жути Святославу Подгаевскому («Пиковая дама: Черный обряд», «Русалка. Озеро мертвых» и др). В результате хоррор-линия сериала вышла, наверное, самой напряженной, хотя не только вампиры впечатлили публику.
Самое большее разочарование от сериала ждет тех, кто хочет разложить проект на составляющие и оценить их самым тщательным образом. «Пищеблок» малоубедителен как ретро. Советский мир здесь нарисован очень условно, сам пионерский лагерь – плохо замаскированный новострой, к тому же эстетика СССР явно не сверхидея даже в книге. Назвать сериал леденящим душу ужастиком тоже трудно. Некоторые сцены, конечно, щекочут нервишки, но не до такой степени, чтобы прямо зажмуриться. Мелодрама в условиях гормональной бури героев получилась местами довольно трогательная, но до слез здесь далеко. Неудивительно, что и диванные, и штатные критики стали смачно указывать на очевидные несовершенства: «Испохабили книжку», «антисоветчина», «хотели сделать «Очень странные дела» и облажались», «скучно, вяло».
В профессиональных рецензиях сетовали на то, что такая благодатная почва, как пионерские страшилки, используется далеко не в полной мере, что речь идет обо всем сразу, но как-то очень поверхностно, а изобилие постельных сцен в декорациях детского лагеря иногда немного смущает.
Но даже те, кому ничего и никогда не нравится, не смогли с ледяным презрением отнестись к актерам, занятым в проекте. Кастинг в «Пищеблоке» не то чтобы амбициозный, но очень правильный уже потому, что и звезды, и начинающие актеры здесь абсолютно на своих местах. Ангелина Стречина в образе юной вожатой ничуть не выглядит ряженой, Петра Натанова уже в его школьном возрасте можно назвать талантом, а в лице Даниила Вершинина, возможно, найден молодой Дмитрий Харатьян.
Звездная команда, несмотря на весь свой шлейф самых разных ролей, выглядит тоже совсем не плохо. Конечно, Шакурова трудно испортить и уж тем более испугать ролью пожилого большевика. Тимофей Трибунцев со временем довел образ пьющего социопата до заоблачных вершин, но в каждом фильме или сериале все равно находит нюансы. Николай Фоменко в роли директора не семи пядей во лбу до смешного убедителен, а Ирина Пегова, перевоплотившаяся в старшую вожатую с нимфоманскими наклонностями, пугает и восхищает одновременно.
Назвать «Пищеблок» проектом, выделяющимся из общего потока сериалов не самого стыдного качества, означает сделать слишком жирный комплимент, но в начале отпускного сезона кровь и клубничка в сочетании с пионерским реквизитом, конечно, могут бодрить. Ханжам смотреть такое, наверное, непросто, хотя те, кто изо всех сил критикует постельные сцены, скорее всего объективности ради просматривают их по нескольку раз.