Тролли, топ-модели и чукчи: на модном биеннале столкнулись крайности

На выставке «Мода и стиль в фотографии» в Манеже показали глобальную моду и национальную идентичность

Нижний этаж Манежа насквозь прорезает коридор, по которому можно пройти, как Одиссей между Сциллой и Харибдой. Слева — утонченный фэшн, глянцевая красота, звездный стиль. Глобализм, отраженный в зеркале мировой моды. Справа же — проекты об идентичности, национальной и личной. Здесь — снимки исчезающих народов и необычные портреты, на которых люди превращаются в фольклорных троллей и мимикрируют в природную среду. Баланс меж двух крайностей искал корр. «МК».

На выставке «Мода и стиль в фотографии» в Манеже показали глобальную моду и национальную идентичность

Пройдемся сперва по левому флангу премьерных выставок 12-й международной биеннале «Мода и стиль в фотографии». Здесь преследует чувство ностальжи. Особенно оно сильно в проекте фэнш-редактора Вадима Галаганова и фотографа Дамира Жукенова, которые в дни тотального карантина насмотрелись старого голливудского кино и под его впечатлением сделали три серии-новеллы о трендах красоты. Их черно-белые фото — парафразы на легендарные образы прошлого. 

«Код» - в стиле Одри

Вот, например, снимок модели в огромной черной шляпе. Глядя на него, мы вспоминаем известные снимки иконы стиля Одри Хепберн. Фото в дизайнерских шляпках превратились в целую серию под названием «Коды». Другая серия, «Лани», отсылает к дягилевскому театру и экспериментальному танцу Нижинского: модели, утопающие в черном летящем тюле, зафиксированы в свободном движении. Еще одна новелла под названием «Post-Atom Age» — посвящение британскому дизайнеру и фотографу Джону Сатклиффу, который в 1950–1970-х сделал популярными костюмы из кожи и резины. Девушки в высоких сапогах и кожаных боди напоминают нам о сексуальной революции, кричащей со страниц глянца.

Следующая выставка погружает в моду 1980-х. Но фото итальянки Альберты Тибуцы — не только о стиле. Она запечатлела главных икон стиля эпохи — от Энди Уорхола и Романа Полански до Моники Беллуччи и Дастина Хоффмана. Ключевое слово для этих фотосерий — «икона». Перед нами разные тренды, ставшиеся реперными точками глобальной моды и стиля. Даже тренд на индивидуальность стал модной частью масскульта. Отчего, однако, несколько растерял свой изначальный смысл… 

Правая часть выставочного пространства отдана выставкам с другим посылом: их авторы отталкиваются от запроса на антиглобализм и возвращение к корням, национальной культуре. Финско-норвежский дуэт Каролин Йорт и Рииты Иконен обращается к северному фольклору. Название выставки «Глаза как блюдца», по словам художниц, заимствовано из народных сказок: «в одной рассказывается о собаке с большими глазами, а в другой — про тролля; оба этих персонажа живут под мостом». Каролин и Риита предложили участникам проекта, которыми в основном стали пенсионеры, слиться с природой в прямом смысле слова. Герои мимикрируют под пейзаж — они буквально «одеты» в него: в травы, водоросли, цветы, камни или ракушки. Они превращаются в тех самых фольклорных троллей и растворяются в окружающем ландшафте, как старинные мифы — в глобальном мире. При этом каждый герой рассказывает свою откровенную историю, которая наверняка станет семейным преданием. 

Ольга Мичи тоже обращается к национальной культуре. Ее проект «Уязвимые?» занимает больше всего пространства, в том числе коридор между глобалистскими и антиглобалистскими проектами. И это не случайность — ведь фотограф изучает насколько цивилизаций, технический прогресс и мировая мода проникли в самые отдаленные уголки планеты, где живут исчезающие этносы. Ольга путешествовала по всему миру, чтобы сделать исследование масштабным, общемировым.

Была она на юге, где снимала исчезающий народ сурма, проживающий на территории Эфиопии, и племя пигмеев бака — самых низкорослых людей в мире. Была на Востоке — в отдаленных горных районах Тибета, Мьянмы, Китая, Таиланда и Индии. Была на Севере, где снимала чукчей. И везде замечала одну и ту же тенденцию: несмотря на то что многие народы продолжают жить по традициям, в их быт вошли универсальные коды и предметы современного мира. Однако эти люди принимают в себя лишь то, что делает их сильнее. И это так же естественно и гармонично для них, как и следование традициям.

Каждый герой сам выбирал свой образ, одежду, предметы, с которыми хотел позировать. Кто-то запечатлен с мобильником, автоматом или магнитолой, но в аутентичных нарядах и украшениях. Так что вопрос в названии проекта логичен и уместен. Быть может, потому, что глобализацию невозможно остановить, но и национальные культуры, будем надеяться, этот процесс не уничтожит?..

Выставки проходят при поддержке МТС и «Норникель».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28559 от 16 июня 2021

Заголовок в газете: Тролли, топ-модели и чукчи

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру