Братья-близнецы поменялись костюмом на балетном конкурсе в Сочи

«Молодой балет мира» подвёл свои итоги

Бурлящие и кипящие пеной волны, над которыми в прыжке летит пара танцовщиков, — такова эмблема Международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира», уже в восьмой раз прошедшего в Сочи. В конкурсе приняли участие 48 исполнителей из 11 стран — таких как Япония, Великобритания, Германия, Болгария, Кыргызстан, Беларусь, Казахстан, Армения, Украина и др. Итог: 5 золотых, 7 серебряных, 8 бронзовых медалей по младшей и старшей группам.  

«Молодой балет мира» подвёл свои итоги
Данила Хамзин в вариации из балета «Талисман». Фото: Роман Притула

Борьба была на конкурсе ожесточенная и самая захватывающая. Из 48 исполнителей до третьего тура дошли 10 исполнителей по младшей и 12 по старшей группе, при этом многие сильнейшие участники в финал просто не попали. Так, не повезло, например, японцу Итару Нада, солисту Марийского театра в Йошкар-Оле, выступившему впечатляюще, но не добравшему нужное количество баллов и не прошедшему в третий тур. Год назад он окончил вагановскую Академию, но из-за  пандемии не смог даже просмотреться в Мариинский театр, зато теперь в Йошкар- Оле танцует весь ведущий репертуар. 

- В этом году такая собралась команда - мужская, что любой конкурс просто позавидовал бы! Тут многие заслуживают золотой медали! И на других конкурсах они точно бы её получили – определяет главную особенность нынешнего генеральный директор международной федерации балетных конкурсов, ответственный секретарь жюри и директор конкурса «Молодой балет мира» Сергей Усанов.

Немало открытий было уже в младшей группе. Главное из них - ученики московской академии (МГАХ) и золотые лауреаты «Молодого балета мира» этого года Макар Михалкин (педагог М.Шарков) и София Маймула (педагог Л.В.Ермакова).

Макар Михалкин в вариации из балета «Жизель». Фото: Роман Притула

Танец у Макара наполнен юношеским обаянием, удлиненные линии ног добавляют ему эстетическую красоту, а изящность и точность исполнения - очарование. Им любуешься, словно Ганимедом работы датского скульптора-классициста Бертеля Торвальдсена или «Давидом» Донателло.

Статуэтку севрского фарфора напоминает и София, она хорошо выучена, и педагоги показали её танцевальные возможности с самой выгодной стороны, подобрав соответствующий конкурсный репертуар. Танец принцессы Флорины на втором туре играл в её исполнении всеми красками и вызывал восхищение. Впрочем, как и танец её партнера Артемия Титаренко (2-я премия и серебряная медаль), виртуозно исполнившего в этом па-де-де из балета «Спящая красавица» партию Голубой птицы. Артемий - ученик Дениса Медведева, который прекрасно подготовил к конкурсу и ещё одного своего ученика, ставшего серебряным лауреатом конкурса, японца Абоси Синтаро. 

Прекрасно показалась на «Молодом балете мира» и академия Бориса Эйфмана. Её воспитанница Екатерина Варламова (педагог Н.В.Пермякова) по праву завоевала серебряную медаль, разделив награду с ученицей МГАХ Ксенией Троховой (педагог Т. А.Гальцева). Она предъявила редкий репертуар (например, отлично исполненную на третьем туре вариацию из «Тирольского па-де-де» датского классика Августа Бурнонвиля) и показала отличную выучку. В борьбе за награду девочки по очкам обошли своих соперниц, ставших бронзовыми финалистками по младшей группе: другую воспитанницу московской академии Ангелину Юркевич и Дарью Чугунову из Перми. Последняя выступала в дуэте, и все обратили внимание на обаятельного партнера этой танцовщицы, 18-летнего Льва Копылова (не участвовал в конкурсе), только год назад начавшего серьезно заниматься классическим балетом, после того, как он попал в пермское училище из Ханты-Мансийска.  

Оказался в числе финалистов и другой талантливый представитель академии Эйфмана - Дмитрий Уксусников. Он сильно выступил на всех трёх турах, а в современном номере, который нужно было станцевать в финале, по исполнению оказался вообще лучшим. Однако стал дипломантом конкурса и не получил медали только потому, что, достигнув 19 лет, попал в старшую конкурсную группу, и, будучи ещё учеником академии, вынужден был соревноваться с опытными исполнителями и мастерами сцены. Но таковы правила не только этого, но фактически всех балетных конкурсов, к пересмотру которых педагоги училищ неоднократно призывали. 

Итоги конкурса по старшей группе тоже оказались вполне удовлетворительными. Особенно среди женщин. Здесь жесткой конкуренции не было, и 2-я премия вместе с серебряной медалью по справедливости досталась испанке Мартинес-Мартинес Екатерине из московской труппы «Русский балет» под руководством В.М.Гордеева (педагог Масами Чино), а победительницей стала японская балерина, танцующая в Челябинске, - Лири Вакабаяси. Она выступала в паре с главным фаворитом конкурса Кубанычем Шамакеевым (Кыргызстан), который поражал публику захватывающими дух прыжками, ошеломительными вращениями, эффектными позировками. Их дуэт, собственно, и оказался самым запоминающимся, прочувствованным, органичным и красивым на конкурсе «Молодой балет мира».  

Лири Вакабаяси и Кубаныч Шамакеев в па де де из балета «Корсар». Фото: Роман Притула

Естественно, Кубаныч Шамакеев тоже стал победителем и золотым призером конкурса в Сочи. Однако констатируем еще раз, что конкуренция среди мужчин в старшей группе, в отличие от женщин, вообще была зашкаливающая, и порой ситуация поражала своим накалом и драматизмом. Так, приехавший за золотой медалью англичанин Аллесандро Каггеджи, уже и так серебряный лауреат «Молодого балета мира» - 2019, опять остался с серебром. А золотой лауреат всевозможных международных конкурсов, обладатель Гран-при Сибири, яркий и запоминающийся танцовщик из Красноярска Георгий Болсуновский вообще удостоился только диплома. Его танцу присущи мощь и напор, а технических преград для этого танцовщика просто не существует. И тем не менее такое огорчительное (и несправедливое, по моему мнению) поражение!

- Мне понравилось его па-де-де из «Пламени Парижа». Это было шикарно и здорово! Если б он так выступил на первом и втором туре! Но я обратил внимание, что он на первом и втором туре только набирал форму. И только к третьему туру подошел во всеоружии – отвечает на мой вопрос о таком неожиданном решении член жюри Вадим Писарев.

- Здесь никакой предвзятости не было. Танцевал бы он на всех турах как на третьем, и получил бы более высокие баллы. Но что поделаешь, оказались участники сильнее его – говорит Сергей Усанов. - Я и, когда объявлял итоги, говорил об этом: «Ребята, эти результаты сегодня такие. Вот сегодня вы их показали, и мы определили по баллам такой расклад премий. Завтра всё может поменяться». Ведь это не значит, что раз человек когда-то получил Гран-при, он на всех конкурсах теперь будет получать Гран-при. Все ведь зависит от того, какая собирается команда вокруг, какие конкуренты. И потом, я был на том конкурсе, когда он получил Гран-при: он там был всё-таки интереснее, чем здесь, и там не было такой огромной конкуренции.

Артемий Титаренко и София Маймула в па де де Принцессы Флорины и Голубой птицы из балета «Спящая красавица». Фото: Роман Притула

- И плюс, хочется сказать, что балет - это всё-таки красота, это форма и это данные – подключается к нашему разговору ещё один член жюри конкурса «Молодой балет мира» Сергей Васюченко. – И если сравнивать его данные с данными других участников, братьев Хамзиных, то их даже нельзя рядом поставить по форме. А у нас всё-таки классический балет. Да, он героические вещи отлично может танцевать, но по форме он был гораздо хуже, чем они. Технически он на хорошем уровне выступил, а вот красота - это совсем другое.

Что уж и говорить: братья-близнецы Данила и Алексей Хамзины на конкурсе были великолепны. Выступали - один лучше другого. Алексей роскошно смотрелся в своих вариациях и поделил серебро с Алессандро Каггеджи, а Данила соревновался за победу с всеобщим любимцем Кубанычем Шамакеевым, эффектно смотрясь и на очень неслабом фоне даже этого исполнителя. Да к тому же проявил в соревновании самые настоящие бойцовские качества: после травмы на первом туре его партнерши из Германии Джулианны Корея Драйсинг, чтобы не сойти с дистанции, Данила срочно переквалифицировался в «одиночника», и вместе со своим педагогом Марком Перетокиным перекроил программу своих выступлений.

А вариацию бога ветра Войю из балета «Талисман» в хореографии Петра Гусева (а совсем не Петипа, как было заявлено) он вынужден был танцевать в том же зеленом (и не слишком удачном) костюме, в котором его брат только что танцевал вариацию Солора из балета «Баядерка». И, несмотря ни на что, победил, доказав таким образом, что имеет право получать в Большом театре более весомые партии, чем те, что доверяет ему руководитель балетной труппы Махар Вазиев сейчас. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру