Еще недавно эта номинация называлась «Лучший фильм на иностранном языке». Претендующая на участие в ней картина «Разжимая кулаки» талантливого молодого Киры Коваленко недавно получила главный приз программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. У нее грамотный, знающий все тонкости дела продюсер Александр Роднянский. Все это вселяет надежду на благополучный исход. Но конкуренцию сильная. Среди претендентов на номинацию - выдвинутая от Финляндия картина «Купе N 6» Юхо Куосманена, созданная совместно с Россией и получившая на том же Каннском кинофестивале гран-при в основном конкурсе. Снималась она в Мурманской области и Санкт-Петербурге с участием российских актеров, а главную мужскую роль сыграл Юра Борисов.
Русский след есть и у других потенциальных номинантов. Грузия выдвинула «Четвертый Брайтон» выпускника ВГИКа Левана Коугашвили. Там он учился в мастерской Марлена Хуциева, затем отправился в киношколу Нью-Йорка, где его мастером стал давно живущий в СШАФ еще советский режиссер Борис Фрумин («Дневник директора школы», «Ошибки юности»). Фрумин был сценаристом предыдущих фильмов Когуашвили «Слепые свидания» и «Дни улиц». Новая картина Левана рассказывает о грузинских эмигрантах в США. Это копродукция Грузии, России, Болгарии, США и Монако.
Украинский оскаровский комитет выдвинул на соискание премии Американской киноакадемии «Плохие дороги» выпускницы московского Литературного института им. Горького Натальи Ворожбит. Она - талантливый драматург, не раз участвовавшая в театральных фестивалях и драматургических читках, в «Новой драме» и «Любимовке» со своими пьесами, стала сценаристом сериала «Школа» Валерии Гай-Германики, «Склифосовского» и других российских и украинских картин. Наталья долгое время жила и работала в Москве, а потом вернулась в родной Киев. В кино как режиссур она дебютировала экранизация собственной одноименной пьесы «Плохие дороги», написанной в 2017 году. Ее фильм состоит из четырех новелл. Их действие происходит на дорогах на востоке Украины в 2015 году. Картина участвовала в недавнем Венецианском кинофестивале в программе «Неделя критики».
Италия выдвинула автобиографическую картину «Рука бога» Паоло Соррентино - своего рода посвящение легендарному футболисту Диего Марадоне, который невольно спас жизнь будущему режиссеру, о чем он не раз рассказывал в своих интервью. Эта картина была впервые показана в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля. Польша претендует на участие в оскаровской гонке с фильмом «Чтобы не оставалось следов» Яна Матушиньского по книге Цезары Лазаревича, воскрешающей событиях 1983 года, когда милиция зверски избила сына оппозиционной поэтессы Гжегожа Пшемыка. Он скончался от нанесенных побоев и ран. Вопиющую историю власти пытались замять, но люди массово вышли на улицу, чтобы проститься с жертвой режима.
Необычную картину «Агнец» Вальдимара Йоханнссона выдвинула Исландия. Она снята в копродукции со Швецией и Польшей. Сценарий создавался режиссером совместно со Сьоном Сигурдссоном, известным по «Танцующей в темноте» Ларса фон Триера с Бьорк в главной роли. В «Агнце» супружеская пара одиноко живет в глуши. Их дочь погибла, но об этом герои стараются не говорить.. У супругов большое хозяйство. Они разводят овец и однажды, принимая роды, обнаружат необычное существо, о котором будут заботиться как о собственном ребёнке, даже назовут именем погибшей дочери Ада. Главную женскую роль сыграла прекрасная шведская актриса Нуми Рапас, известная по фильмам «Девушка с татуировкой дракона», «Шерлок Холмс: Игра теней», роли Раисы Демидовой в запрещенном к показу у нас «Номере 44». Прообразом главной героини стала бабушка режиссера, с которой он провел много времени в детстве. Сыгравшей ее Нуми Рапас пришлось играть на исландском языке. В роли ее мужа снялся исландский актер Хильмир Снайр Гвюднасо, которого зрители помнят по картине «101 Рейкьявик». В роли его брата – исландский актер и театральный режиссер Бьёрн Хлинур Харальдссон, участвовавший в сериале «Ведьмак».
Идея фильма «Агнец» родилась в 2010 году. Режиссер Вальдимар Йоханнссон вспоминает: «В детстве я много времени проводил на овцеводческой ферме дедушки и бабушки, поэтому хорошо знаю и люблю ягнят, овец и баранов. Я всегда хотел рассказать историю, основанную на народных сказках, где природа отражается в людях, а люди в природе. Нас заинтересовали реалистичные по своей природе истории с сюрреалистическим элементом, который не рассматривается героями как таковой, поэтому становится таким же реалистичным и жутким, как и все остальное».
Герои почти не говорят, разве что с приездом брата возникнет диалог. Супруги Мария и Ингвар не могут освободиться от воспоминаний о дочери. А странное счастье, которое к ним неожиданно приходит, становится спасением и самообманом. Картина завораживает первозданным северным пейзажем. В поисках локаций создатели фильма объездили всю Исландию, пока не нашли заброшенную ферму, где в течение двадцати лет никто не жил. Герои воспринимаются как неотъемлемая часть природы. А домашние животные, подобно человеку, способны испытывают боль, как потерявшая новорожденное дитя овца. Люди отняли у нее самое дорогое, но природа не прощает попыток нарушить ее миропорядок.
В лонг-лист премии вошла короткометражная документальная картина «Тени твоего детства» Михаила Горобчука. Она представлена в номинации «Лучший короткометражный фильм» и уже отмечена у нас в 2020 году Национальной премией в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь» как лучший арт-фильм, а также главной наградой на кинофестивале в Тампере (Финляндия). Михаил Горобчук сделал очень личный фильм, снимая свою маленькую дочку Стефанию, Стешу, как ее называют родители. Девочка с удивлением воспринимает большой и загадочный мир, как способен только ребенок. Зрители вместе с ней испытывают ностальгические переживания, связанные с собственным детством, когда все чувства предельно обострены. Пройдет время и ничего этого в памяти ребенка не останется, но когда-нибудь Стеша увидит картину отца, и сполохи памяти вернут давние образы.
Михаил Горобчук начал снимать дочь с первых дней ее жизни. Сначала появился фильм «Катя и Стефания. Портрет в интерьере». «Тени твоего детства» он снимал и как оператор - очень нежно, передав ночные тени, таинственную лазурь небес, мерцающую сквозь кроны деревьев.