Композитор Демуцкий представил «Последний день вечного города»

МЧС предупреждало

Илья Демуцкий, пожалуй, самый востребованный и раскрученный из молодых современных композиторов, представил в концертном зале «Зарядье» мировую премьеру музыкально-драматического театрального действа «Последний день вечного города». В  масштабном мультижанровом сочинении на тексты известных русско-американских авторов Ольги Масловой и Кати Капович центральным протагонистом во всей своей красе предстал Московский государственный академический камерный хор. Апокалиптические пророчества, метафора конечности  бытия и иллюзорности «вечности», поиски человеком своего места в жизни на фоне всемирной катастрофы – таковы темы амбициозного проекта Демуцкого, безусловно, созвучные сегодняшнему дню.

МЧС предупреждало

Илья Демуцкий – автор музыки к фильмам и спектаклям Кирилла Серебренникова. В Большом театре идут три его балета – «Герой нашего времени», «Нуреев» и «Чайка». Композитор успел приобрести мировую известность: в Лондоне с успехом был представлен его балет «Габриэль Шанель», а саундтрек к фильму «Ученик» отмечен премией Европейской киноакадемии. Идея «Последнего дня…» возникла у руководства Московского камерного хора, обратившегося к Илье с предложением создать некое произведение для этого высокопрофессионального коллектива. Демуцкий – дирижер-хоровик по образованию, изнутри знающий хоровую «кухню», взялся за реализацию этого проекта с намерением сделать нечто, сравнимое с «Карминой Бураной» Карла Орфа. 

Жанр сочинения соединяет принципы оратории, оперы, драматического спектакля. Минимум декораций – стилизованные колонны римских развалин, гигантский задник-экран, с видеопроекцией, на которой «вечные города» предстают в дизайне компьютерных игр. Небольшой инструментальный ансамбль расположился на сцене. Три персонажа – вокалист Александр Мартынов (Провинциал) и драматические артисты – Станислав Беляев (Роман) и Павел Кравец (Иоахим) – развивают сюжет в духе итальянского неореализма - три парня бродят по Риму - кульминацией которого становится информация об извержении Везувия и гибели Помпеи. Впрочем, сюрпризом это не становится: герои получают предупреждение МЧС о высоком уровне сейсмической опасности на мобильный телефон. 

Сочетание академического вокала и драматической речи – интересный прием. Тем более, что Беляев и Кравец существуют на сцене в технологии реалистической, почти бытовой подачи текста. Режиссер Дарья Борисова очень точно проработала с актерами их характеры. Персонаж Беляева – узнаваемый образ революционера, вечного бунтаря, а потому и вечного узника. Ибо система, в которой разворачиваются события, тоталитарна и безжалостна. А бывает ли другая система? И есть ли шанс ее победить? Есть, конечно, если жить по правилам другого персонажа – простого человека Иоахима, который, как большинство людей ищет обыкновенных человеческих удовольствий – взаимной любви, щедрого угощения, интересной беседы. Провинциал, попавший в Вечный город, так и не находит подтверждения его «вечности». И разочарованный отправляется восвояси.

Как уже говорилось, главный герой действа – народ Вечного города, находящийся в постоянном движении (режиссер по пластике Альбертс Альбертс). Хор под управлением Тимофея Гольберга не комментирует действие, а активно в нем участвует. Собственно, именно хор олицетворяет вечную круговую «движуху» мегаполиса – люди все время куда-то идут, против чего-то протестуют, кого-то хоронят, что-то празднуют… Красивые костюмы Светланы Грищенковой используют мягкую «льняную» цветовую палитру. Платки с «римским» орнаментом, молочно-бежевая гамма с изящным, безупречным по вкусу внедрением бледно-розового и салатового. Ни один костюм не повторяется.

Не только солисты, но и хор исполняют непростую партитуру наизусть. И потому маргинальное по жанру сочинение ближе всего к опере или, вернее, музыкальной драме.

По признанию автора, сам он апокалиптическую тему не воспринимает как личную трагедию, ощущая себя, скорее наблюдателем. И это чувствуется в музыке, внешне  весьма драматичной и даже пафосной, однако не слишком проникнутой искренним чувством или переживанием. Партитура сделана мастерски, но довольно умозрительно. Автор работает по моделям музыки ХХ века, что вовсе не является упреком: сегодня композиторы обречены оперировать языками прошлых эпох – такова реальность XXI века.  А потому вторичность – удел любого композитора, пишущего в жанрах академической музыки. Тем не менее, были номера, в которых семантическая внятность интонаций вывела музыку на более высокий эмоциональный градус: романс «С утра в моем окне», «Бег». Очень выразительно прозвучало соло виолончели в начале спектакля. Ну, а хоровые кластеры в духе Симфонии псалмов Стравинского действовали просто гипнотически. 

«Последний день великого города», который, безусловно, заслуживает дальнейшей сценической жизни, видимо станет для композитора жанровым мостиком к опере. Илья Демуцкий уже завершил работу над партитурой «Блистающего мира», написанной им по заказу Большого театра по роману А. Грина, и в обозримом будущем нас ждет премьера этой оперы на сцене ГАБТа.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру