Инцидент на выставке открыл тайну художницы Анны Лепорской

На картине «Три фигуры» неизвестный нарисовал глазки поверх авторских

На выставке «Мир как беспредметность» в екатеринбургском Ельцин-Центре произошел «несчастный случай». По крайней мере так ситуацию назвали в самой арт-галерее. Посетитель выставки пририсовал глазки-пуговки фигурам с картины художницы Анны Лепорской — супруги Николая Суетина, ближайшего друга и ученика Казимира Малевича, рискнувшей после смерти автора «Черного квадрата» сохранить его архив. Инструментом акта вандализма стала шариковая ручка. Работу, застрахованную на 75 млн рублей, уже отправили на реставрацию в Третьяковскую галерею, которая и предоставила картину для проекта о Малевиче и супрематизме. Как сообщил «МК» замдиректора Ельцин-Центра Илья Шипиловский, уже ясно, кто решил «дополнить» работу Анны Лепорской. И, кажется, мы знаем — почему.

На картине «Три фигуры» неизвестный нарисовал глазки поверх авторских
Картина «Три фигуры» до повреждения.

Выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» открылась в начале ноября. Автор этих строк стал единственным журналистом из Москвы, присутствовавшим на открытии екатеринбургского проекта, который, кстати, весной собираются показать в столице. Кураторы Андрей Сарабьянов и Наталья Мюррей собрали фотографии, документы, работы Малевича и его последователей воедино, чтобы показать путь одного из самых ярких движений авангарда — супрематизма. От рассвета до заката. Пострадавшая картина Анны Лепорской «Три фигуры» разместилась в финале выставки (на втором этаже), рассказывающем как раз о закате авангарда в 1930–1940-х годах. Супрематизм постепенно угасал вместе со своим лидером, болевшим раком. «Похороны Малевича стали похоронами авангарда», — сказал Андрей Сарабьянов в финале кураторской экскурсии. «Три фигуры», созданные одной из самых верных последовательниц Малевича в 1932–1934 годах, в этом смысле очень показательная картина. Потому как сюжет — очевидный оммаж на живопись учителя. Подобные фигуры без лиц можно найти на соседнем стенде, только их автор уже сам Малевич — художник написал их в конце 1920-х для выставки в Третьяковке. Однако при ближайшем рассмотрении картины Лепорской было видно, что на лицах есть карандашные следы, обозначающие глаза и рты. Исследователи предполагают, что Анна сама их сделала, чтобы в случае чего объяснить, что это незаконченная вещь, подмалевок. Похоже, невоспитанный зритель решил «пройтись» по авторской линии ручкой. 

Последователям Малевича в ситуации официального соцреализма приходилось отказываться от избранного стиля и творить в рамках художественного курса «партийной линии». Анна Лепорская, вслед за своим супругом Николаем Суетиным, нашла себя в керамике — она стала художником по фарфору и преуспела. Ее работы широко тиражировались, были высоко оценены Международной академией керамики в Женеве, показывались на разных выставках в Европе. Все это время Лепорская тайно сохраняла архив и рисунки Малевича, а также супрематические работы его учеников и собственные. Все это свидетельствует о том, что в результате кампании против супрематизма его последователи ушли в тень, нашли новые ниши, но не отреклись от идей Малевича. Возможно, поэтому столь сильна была вторая волна авангарда 1960–1980-х… 

Случай на выставке в Екатеринбурге заставил вспомнить сложную историю одного из самых известных сегодня арт-направлений. И еще раз присмотреться к поздним картинам художницы, чье имя в постсоветской России было незаслуженно забыто. Вспомнить о ее подвиге и том времени, когда супрематистам самим приходилось «портить» свои работы для отвода глаз.

Надо сказать, что инцидент произошел 7 декабря, две недели шла внутренняя проверка, только 20 декабря галерея обратилась в полицию. Информация о ЧП в СМИ просочилась только сейчас. Третьяковская галерея отказывается комментировать повреждения, нанесенные работе, молчание хранит и Ельцин-Центр. Замдиректора галереи Илья Шипиловский объяснил это тем, что сейчас идет расследование правоохранительных органов, и все сотрудники обязаны хранить тайну следствия. Однако он добавил, что благодаря камерам видеонаблюдения удалось установить личность вандала. Поначалу в полиции, кажется, не совсем поняли, что случилось и в чем проблема, — уголовное дело не заводили больше месяца. Сейчас оно, вероятно, будет открыто. 

К счастью, работа пострадала незначительно: только в одном месте обнаружен скол красочного слоя. Тем не менее страховка в 75 млн руб. Третьяковской галерее уже выплачена. После инцидента с картиной Анны Лепорской в Ельцин-Центре усилили безопасность, а над всеми картинами выставки установлены защитные экраны. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру