В «Эрарте» открылась выставка Игоря Новикова

«Интересно, как русские зрители реагируют на картины, я сам для себя многое открываю»

В Санкт-Петербургском музее современного искусства «Эрарта» открылась выставка известного российско-швейцарского художника Игоря Новикова. Он знаменит как один из создателей пиктограмм — символических изображений живых существ и природных объектов. На суд зрителей в «Эрарте» представлено шесть десятков картин и инсталляций мастера.

«Интересно, как русские зрители реагируют на картины, я сам для себя многое открываю»
Фото: Алексей Рубин

Игорь Новиков предпочитает работать в стилях нонконформизм и соц-арт. Фирменный стиль его полотен — человечки-пиктограммы, перенесенные на классические сюжеты Левитана, Сурикова, Рериха, Тулуз-Лотрека и других признанных авторов.

— Я начал создавать оцифрованные символические изображения еще в перестройку, в 1984–1985 годах, — рассказал «МК» Игорь Новиков. — Сначала мужчин, потом женщин, животных, природу. А сейчас пиктограммы везде — начиная от туалетов и заканчивая учреждениями искусства. Я считаю, что пиктограммы — это мой конек, их знает весь мир, и приятно сознавать, что придумал их я. Кто-то, глядя на мои произведения, топает, кто-то ругается, а кто-то хлопает в ладоши и хвалит!

— Ваши человечки словно сбежали с дорожных знаков. Почему у них нет лиц?

— Зато у них есть цвет. Красные и белые, черные и желтые человечки путешествуют и во времени, и по всему свету. Но вообще моих персонажей трудно назвать безликими — они доносят суть произведения своим положением в пространстве, энергичностью. Как плакаты Маяковского!

— Кстати, почему вы часто обращаетесь к творчеству Владимира Маяковского?

— Его мировоззрение сильно совпадает с моей картиной мира. Напомню, что он начинал свой путь как художник-авангардист, создавая политические плакаты, в том числе «Окна РОСТА», и только потом стал писать стихи. Я как человек, путешествующий по всему миру, ставлю много вопросов перед собой и перед зрителями: что происходит в России, в Европе? Я болею за свою Родину, Россию, очень болезненно отношусь к любым негативным процессам, происходящим в моей стране. Ставлю перед собой вопросы: почему так? — и отвечаю на них своими произведениями.

— Игорь, в ваших картинах много сюжетов о природе. Но почему они в основном пессимистические?

— Природа исчезает. Возможно, мы последнее поколение, которое видит ее еще живой, хотя и на пороге смерти. Жалко, что наши потомки смогут воспринимать красоту лесов и полей лишь по картинам и фотографиям.

— Отличаются ли российские зрители от зарубежных?

— Очень отличаются! Русский народ, я считаю, духовнее и умнее. За рубежом люди живут скорее по «рамочным» правилам — а у нас восприятие мира идет от природы. Русскому зрителю не надо многое объяснять, будь то жители маленьких городов или мегаполисов. Напротив — люди на моих выставках вступают со мной в диалог, даже в некий конфликт — мол, «я сначала думал, что вы это имеете в виду, а тут, оказывается, есть подтекст». Мне интересно бывает, как русский человек реагирует на картину, я сам для себя многое открываю. Очень активные, очень думающие люди. Многое переваривают в себе... А на Западе зрители смотрят в основном просто на форму. Условно говоря, вот круг, вот квадрат — красиво, очень интересно! Кстати, я заметил, что многие художники, которые эмигрировали на Запад, стали меньше рассуждать, чем при жизни в России.

— Вы обычно выставляетесь в музеях, но избегаете галерей. С чем это связано?

— Я делаю это осознанно. Музеи — это вечные учреждения. А галереи коммерциализировались. В одной комнате продаются картины, в другой — кольца, в третьей — иконы, в четвертой — картошка. Лишь бы покупатели находились. Не по мне такой подход к искусству.

СПРАВКА "МК"

Игорь Новиков родился 2 января 1961 года в Молдавской ССР. Окончил Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова. Автор более тысячи произведений. Теоретик искусства, философ, действительный член Российской академии художеств. Его работы представлены в Русском музее, в Третьяковской галерее, в Музее Людвига в Будапеште, в Бернском художественном музее, во многих собраниях российских городов. Регулярно ездит с выставками по всему миру.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру