Во Владикавказе торжественно открыли родовой дом Евгения Вахтангова

Сажали сирень, читали стихи, дождь никого не разогнал, хотя очень старался.

30 апреля во Владикавказе в полдень торжественно открылся дом Евгения Вахтангова. Эпопея с восстановлением родового гнезда гениального режиссера и создателя театра в Москве, начавшаяся в 2015 году, наконец завершилась.

Сажали сирень, читали стихи, дождь никого не разогнал, хотя очень старался.

Во Владикавказе все время идет дождь. Поэтому никто уже не рассчитывает на чудо — что кто-то тучи разведет руками и включит солнце. Все знают, что открытие Дома Вахтангова, давно назначенное на 12.00, состоится при любой погоде. Двухэтажный кирпичный дом на Армянской улице, где в 1883 году родился будущий гений российской сцены, в плотном кольце зонтов. Самые практичные успели закупиться дождевиками в местных хозмагах. Здесь вахтанговцы практически в полном составе, местные жители, представители администрации города, директора российских театров, журналисты — всего 475 гостей из Москвы и других регионов. Во всяком случае, номеров в гостинцах на всех катастрофически не хватает.

Перед входной дверью оливкового цвета (он и на рамах) со стороны улицы Баева, как и положено, красная ленточка, на углу небольшая сцена. Молодой артист Виталий Иванов, прижатый толпой к стене, приглашает директора Вахтанговского Кирилла Крока, а тот поднимается на сцену с подносом, полным…белых перчаток.

— Народный артист России Сергей Маковецкий, народная артистка Ирина Купченко, народный артист Евгений Князев, заслуженный артист России Виктор Добронравов, — перечисляет ведущий. И вот уже Маковецкий с товарищами, получив перчатки и лопаты, отправляются высаживать сирень — любимый цветок Евгения Вахтангова, 101 год назад ставший символом театра, им созданного. И, таким образом, примерно за полчаса 48 артистов, разбитые на тройки, высаживают 16 кустов сирени вдоль двух фасадов дома со стороны улиц Армянской и Баева.

И тут нас ждет отличная новость: есть решение улицу Баева, точнее ее часть, переименовать в аллею Вахтангова. Так что в ближайшее время на карте Владикавказа появится новый маршрут: аллея Вахтангова — его родовой дом, куда он спустя 120 лет вернулся. Лучшего подарка Мастеру трудно себе представить. Также трудно отыскать в истории отечественного театра, да и вообще страны, подобные примеры: чтобы один театр практически за свой счет реализовал столь неподъемный проект. В восстановление дома своего основателя Вахтанговский вложил 250 миллионов рублей. Такого прежде не было ни в советские, ни в «тучные» нулевые. Однако прецедент создан.

Посадочные работы подгоняет дождь — он уже не идет, а льет. Директор театра Кирилл Крок в мокром черном костюме со сцены говорит:

— У нас одни круглые даты, как будто парад созвездий. 140 лет назад родился Евгений Вахтангов, 120 лет назад он покинул отчий дом, 110 лет назад организовал в Москве студенческую студию, и впоследствии она стала Театром Вахтангова. Слава его труппы росла, а родной дом, который за моей спиной, к сожалению, приходил в упадок. В конце концов мы приняли решение: так быть не должно, надо приложить все мыслимые и немыслимые усилия, чтобы вернуть родной дом Вахтангова его родному городу, Москве, стране, всей российской культуре и мировому театру. Мы открываем новое музейное и театральное пространство, и это событие, поверьте мне, федерального масштаба.

Глава республики Северная Осетия-Алания Сергей Меняйло прикрепляет на мокрый лацкан пиджака Крока медаль «Во славу Осетии» — вторую по значимости в республике награду. Людмила Васильевна Максакова в белых брюках и белой меховой куртке под зонтиком читает Пушкина — из «Евгения Онегина», и под музыку из одноименного театрального хита Вахтанговского. Красиво, хотя и очень мокро.

На посадке сирени Ольга Чиповская, Елена Сотникова, Юрий Красков, Марина Есипенко.

Когда ленточку в четыре руки перерезали Крок, Сергей Меняйло, советник президента РФ по культуре Владимир Толстой и правнучка Вахтангова Дина Евгеньевна, толпа рванула в дом. Пропускают по 15 человек, поэтому беспорядочной толчеи удается избежать. И сразу начинается экскурсия в новеньком, как с иголочки, доме, который еще в феврале самым первым из журналистов посетил обозреватель «МК». На первом этаже, где исторически располагался табачный магазин одного из богатейших людей города — Баграта Вахтангова, теперь уютный концертный зал со сценой, с просторным фойе перед ним, а за ним гримерки, душевые для артистов и технического персонала. На втором этаже, где с конца позапрошлого века, собственно, и обитало семейство Вахтанговых, — мемориальная зона с анфиладой из пяти комнат вдоль окон, роскошной террасой и шестью номерами для приезжающих во Владикавказ артистов. Причем в нескольких зала экспонаты, большая часть которых подлинные, можно трогать руками. Например, выдвинуть ящик комода и прочитать письмо, которое лежит там и ждет, чтобы кто-то узнал, о чем писали в позапрошлом веке. Рояль приехал из Нальчика, его передала учительница великого дирижера Юрия Темирканова. Она уверяла, что с большой вероятностью маленький Женя Вахтангов мог учиться играть на этом инструменте.

Все ходят по дому и восторгаются: «Шедевр, нереально». Мария Аронова признаётся: «Я чувствую, что приехала не в музей, а как будто к деду. В дом, где меня ждали, где мне тепло и так уютно». Владимир Вдовиченков был здесь на старте, когда ничего подобного еще не было, а вот на финише — восторг. Князев, Максакова, Рутберг, Сотникова, Есипенко, Шлыков, Васьков через несколько дней здесь выступят с сольными программами. Дом стоит, живет, дышит. Стены укреплены подлинным кирпичом XIX века, на крыше — подлинная черепица.

Мария Аронова на летней террасе Дома.

Ну а вечером этого же дня совсем недалеко от дома, на площади Свободы, состоялся большой концерт с участием артистов Вахтанговского театра всех поколений и приглашенных звезд. Сцену неделю строили, и она вышла больше исторической, что на Арбате в Москве. На ней художник Максим Обрезков зеркально разместил два эффектно подсвеченных здания — Театр Вахтангова на Арбате и его дом во Владикавказе. Концерт, продолжавшийся четыре часа без антракта, прошел с таким шиком, какой не снился ни одному театру, работавшему в уличном формате. Да, улица опасна для искусства, но вахтанговцы задали такую высокую планку этому формату — исполнительскую, техническую, организационную, что, сами того не ведая, и тут создали прецедент. На уличной сцене царила роскошь: красивые артистки в вечерних платьях в пол, артисты в смокингах. Отличный свет, звук, конферанс, отданный нескольким парам разных поколений. Высокая культура, все обаятельно, изысканно, но при этом ярко и мощно. Органично вошли в вахтанговскую театральную историю Мериам Мерабова, Лариса Долина, Николай Басков, Елена Черквиани, Дмитрий Ермак с Натальей Быстровой. И как же хороши были ансамбль маленьких джигитов и танцоры местного колледжа культуры. Ну а когда в финале на авансцену вывезли Вахтангова — в виде памятника, что стоит у театра на фоне занавеса, а артисты устроились у его постамента, захотелось плакать. От красоты, преданности и любви.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29022 от 3 мая 2023

Заголовок в газете: Двойной прецедент по-вахтанговски

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру