Рок-н-ролл со стажем

Музыканты с трудом уносили ноги с фестиваля

Международный фестиваль живой музыки “Сотворение мира” прошел в Казани в День молодежи. 22 группы, представляющие 10 стран, играли на площади Тысячелетия под стенами казанского Кремля более 10 часов. Публика хоть и жаждала хитов, с уважением отнеслась и к совершенно неизвестным в нашей стране иностранным мастерам, и к начинающим командам, которых было предостаточно. В итоге масштабный фестиваль “со смыслом” полностью оправдал и свое название, и свою цель, что в нашей стране — редкость огромная. Корреспондент “МК” наблюдал за этим познавательным, бурным и даже скандальным музыкальным отрывом.

Задолбанные попсой

Большая пресс-конференция накануне началась с минуты молчания по Майклу Джексону. Тогда же Андрей Макаревич как президент фестиваля пообещал, что и на самом концерте будет некое прощание с американским поп-королем. И слово свое сдержал. Вначале довольно длительной художественно-музыкальной зарисовки Макаревича в небо были выпущены черно-белые шарики в память о Джексоне, после чего рулевой “Машины времени” тихо запел под акустическую гитару: “Но жизни на свете все ж больше, чем смерти. И неба на свете все ж больше, чем тьмы”. Прощался с Джексоном Макаревич в компании московской вокалистки Анжелы Манукян, татарской инструментальной группы J.People и местного хореографического ансамбля. В результате публика не только услышала, но и воочию увидела этнический колорит земель Татарстана.  

Несмотря на финансовые трудности этого года, из-за которых удалось пригласить не все команды, которые хотелось здесь слышать, Андрей Макаревич сиял, по-президентски обхаживая “владения” и наблюдая, как дружно общаются между собой музыканты различных стран и конфессий, оценивая все прибывающую толпу перед сценой. Однако в разговоре с “МК” вскрылись некоторые проблемы, которые терзают главу фестиваля:  

— Зачем вам лично нужен фестиваль?  

— А зачем мне лично нужно играть на гитаре? Зачем мне две группы? Зачем мне рисовать? А зачем вам нужно дышать?  

— Чтобы жить.

— Ну, вот, мне, наверное, тоже. Я так жизнь понимаю.  

— Почему именно таков состав участников в этом году?  

— Во-первых, мы не хотели повторять программу прошлого года, не было ни Земфиры, ни “Машины времени”. А во-вторых, много ли вы знаете отличных групп такого масштаба? Мы даже “Сплин” решили перенести на следующий год, чтобы было кого позвать в 2010-м. Потому что, к сожалению, в нашей огромной стране очень мало хороших, проверенных групп со стажем.  

— Почему ж не появляются у нас новые коллективы такого уровня?  

— Потому что всех задолбали попсой! Выросло поколение, которое считает, что другой музыки не существует. Как можно увлечься рок-музыкой, когда она не звучит, когда о ней не пишут? Вы одни из немногих, кто пишет. А про “Фабрики звезд” у нас выходят развороты, журналы и прочее. И чего можно ждать после этого?  

— Много вам случается слушать молодых музыкантов?  

— У меня нет времени, слишком много собственных дел. И я рассчитываю на то, что если возникнет действительно что-то яркое, чего бы я очень хотел, я так или иначе это услышу, донесут до меня это. Пока не возникает, к сожалению.

Со стажем и без

В середине дня у стен казанского Кремля появилась целая армия людей в погонах на синих рубашках и неторопливо потекла в сторону фестиваля. Но публика на площадь тянулась не менее стройными рядами, и к концу мероприятия ее численность перевалила за сотню тысяч. Армия милиции оказалась тонким ручейком, который быстро растворился в народном море. А на сцене под руководством ведущих — радиозубров Ксении Стриж и Севы Новгородцева — “сотворяли мир” музыканты всевозможных уровней звездности и возрастов. Казанские этно-рокеры, из которых публика особенно полюбила певца Мумбая. Молодые британцы The Rifles, показавшие, что такое настоящий чистый и качественный английский рок-н-ролл. Безбашенный американо-иммигрантский коктейль Kultur Shock. Поразительный англо-пакистано-индийский проект Fun-Da-Mental. Юная белорусская истерично-меланхоличная Treya. Неугомонная хитовая группа “Маша и Медведи” с “Любочкой”. Хорватское этническое “Трио Дарко Рундека”. Олег Скрипка с переделанной “Воплями Видоплясова” вечной цоевской “Пачкой сигарет”. Ижевско-московская певица Татьяна Зыкина, которая грозит стать главным музыкальным открытием года. Трудно поверить, что столько артистов могло прозвучать на фестивале в один день.  

Грузинская певица Нино Катамадзе, закончив свое выступление традиционной “Сулико”, рассказывала журналистам, что, покидая Грузию на 10 дней, собирала весь минимум необходимых вещей, которые могут понадобиться на случай, если вернуться на родину не удастся. По словам певицы, накануне отъезда она слышала, будто вскоре может произойти новый военный конфликт. Но отказаться от участия в международном проекте с миротворческой идеей не могла. “В музыке нет границ, с ее помощью можно стать свободным, говорить то, что ты хочешь”, — улыбаясь, резюмировала Катамадзе.  

А вот сербский композитор Борис Ковач, чье выступление планировалось как одна из ударных “фишек” фестиваля, на “Сотворение” так и не приехал. За несколько дней до концерта он попал в автомобильную аварию. Как рассказали организаторы, музыканту еще шесть недель придется провести в больнице.

“Это — по любви”

Но одним из ярчайших сетов удивила публику группа “Мумий Тролль”. “Илья, хочу от тебя ребенка!” — то и дело доносилось из многотысячной толпы. Только лидер группы “Мумий Тролль” этих стенаний не слышал. Одетый в тельняшку и джинсы с синими лампасами, Лагутенко тряс головой, бешено скакал по сцене и умудрялся при этом петь и играть на различных инструментах. “Мумии” отрядили мощный сет из стопроцентных хитов от “Владивостока” до “Ранетки”, включая эротично-акустическое “Это по любви”, эхом перекатывающееся от стиснутых первых рядов до расслабленных компаний, толпящихся у палаток с пивом на задворках культурной части мероприятия.  

Обидно только, что хоть “мумии” и довели ревущую толпу до бурных конвульсий, благодарного кидания нижнего белья на сцену не произошло. То ли кумиры уже не те, то ли белье в магазинах подорожало.

* * *

Неожиданно скандальным стало выступление Manu Chao и Radio Bemba Sound System, испано-французского состава. Воодушевленный произведенным накануне в Москве фурором, бойкий Manu Chao прыгал по сцене до тех пор, пока ведущие его не остановили. На выходе к зрителям уже томились хедлайнеры — группа “ДДТ”, а испанцы все играли. Возможно, это досадное недоразумение произошло из-за того, что программу внепланово расширили гости разговорного жанра, типа актрисы Чулпан Хаматовой, обнаружившейся за кулисами и выведенной к толпе с приветственной речью. А может, и потому, что Manu Chao и его компания попросту не поняли просьб организаторов о сокращении программы, так как ни слова по-русски не разумеют и с трудом изъясняются по-английски, в чем “МК” убедился лично, переводя наивным звездным гостям меню в вагоне-ресторане поезда Москва—Казань.  

А толпа, безусловно, жаждала услышать “ДДТ”. И Шевчук, находившийся в приподнятом настроении духа, не подвел: пел и новые песни, и старые. “Родину” вместе с ним даже подтягивал Макаревич. Но особый фурор вызвала социальная баллада “Когда закончится нефть и наш президент помрет…”, народ посчитал, что именно этой песней выражается дух свободы, который царил в тот день на фестивале.  

Под финальный салют музыкальная общественность и простой люд хором пропели гимн мероприятия — битловскую “All you need is love”. Но на этом праздник закончился только для публики. “Сотворители” отправились на афтепати в ресторан, где в узком кругу джемили бесконечные музыкальные разговорчики до утра, пока половину из них не повезло такси в аэропорт, а вторая половина не попадала с ног, едва добравшись до номеров.
Москва—Казань.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру