“Сталкер” возвращается обновленным

Андрей Тарковский наказывал сына одним взглядом

7 апреля 2007 в 00:00, просмотров: 675

“Иваново детство”, “Андрей Рублев”, “Солярис”, “Сталкер”, “Зеркало”, “Жертвоприношение”, “Ностальгия” — для целого поколения эти фильмы стали культовыми. А их режиссер Андрей Тарковский до сих пор остается одним из самых неразгаданных классиков мирового кино. 4 апреля Андрею Арсеньевичу исполнилось бы 75 лет. К этой дате приурочен ряд мероприятий. Начались они в день рождения Мастера посвященным его творчеству вечером в ЦДЛ, который предварял юбилейную ретроспективу его фильмов, которая будет идти в Москве до 11 апреля.


Специально к ретроспективе Фонд имени Андрея Тарковского при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии отреставрировал многие исходные материалы его фильмов. В новом, оцифрованном и технически осовремененном варианте будут показаны безупречные по качеству копии “Соляриса”, “Зеркала”, “Сталкера”, “Ностальгии” и “Жертвоприношения”.

На вечер памяти Тарковского собрались его коллеги, которым и сегодня близко и понятно его творчество: оператор Вадим Юсов, кинорежиссеры Сергей Соловьев и Константин Лопушанский, телеведущий Борис Берман, продюсеры Андрей Разумовский и Владимир Досталь, писатели Василий Аксенов и Аркадий Инин, певец Бисер Киров, режиссер и актер Евгений Герасимов, звезды театра и кино Виктор Проскурин и Сергей Безруков с женой Ириной. Особое внимание собравшихся было приковано к актерам, которым посчастливилось работать с Тарковским, — Николаю Бурляеву и Маргарите Тереховой. А также к сыну режиссера — документалисту Андрею Тарковскому-младшему, который специально для вечера памяти смонтировал небольшой фильм, в который вошли кадры из фильмов его отца и архивные видеоматериалы.

— Отец был не только замечательным режиссером, но и великолепным педагогом, понимающим, что детям необходимо внимание взрослых, — рассказал Андрей Андреевич “МК”. — При всей его занятости он находил время на общение со мной. И я не чувствовал себя обделенным отцовским вниманием. Он был мудрым и тактичным отцом. Наказывал редко и весьма оригинально. Мог просто посмотреть, но так, что становилось не по себе от этого взгляда, хотелось попросить прощения и навсегда отбивало охоту впредь делать что-то, за что отец может ТАК “наказать”.

Николай Бурляев снялся в “Ивановом детстве” еще подростком. И он тоже говорил в разговоре с корр. “МК” о своеобразной манере Тарковского работать с юными актерами.

— Он не делал мне поблажек, относясь как ко взрослому. При этом никогда не повышал голоса, не унижал. Я чувствовал исходящую от него доброту и мудрость. А чтобы я не зазнавался и не задирал нос, Андрей Арсеньевич договорился со своей ассистенткой, которая каждый раз упрекала меня за то, что я работаю на съемочной площадке не на пределе возможностей. Он и не отпугивал меня, но вместе с тем держал в постоянном напряжении, которое было необходимо для его картин.

— Я впервые открыл для себя Тарковского в 13 лет, — признался “МК” Сергей Безруков, — когда посмотрел “Андрея Рублева”. Это такой возраст, когда, посмотрев один раз фильм, или происходит отторжение режиссера, или влюбляешься в него на всю жизнь. Со мной произошло второе. Искренне жаль, что Андрей Арсеньевич не дожил до наших дней. Может, тогда у меня был бы шанс прикоснуться к великому на съемочной площадке. Я бы мечтал об этом…

Сегодня, к сожалению, по мнению Андрея Тарковского-младшего, с творчеством его отца больше знакома молодежь во Франции, Италии, Японии, даже на Ближнем Востоке, но только не в России. Открыть Тарковского на родине заново, считают организаторы вечера памяти, поможет ретроспектива его фильмов, издание книги воспоминаний и дневников режиссера и Первый международный кинофестиваль “Зеркало”, который пройдет в июне этого года на малой родине режиссера в городе Иваново. Чтобы возглавить жюри фестиваля, согласился прилететь в Россию сценарист с мировым именем Тонино Гуэрра.




Партнеры