"Парижские удовольствия" теперь в Москве

Их можно получить в Третьяковской галерее.

19 февраля 2008 в 16:51, просмотров: 1756

В ГТГ открылась выставка знаменитого Анри Тулуз-Лотрека “Парижские удовольствия”. Это первая масштабная экспозиция художника в Москве. В нее вошли более 80 офортов и литографий мастера, которые раньше никогда в России не выставлялись и в Париже пока не показываются. Почти все работы взяты из коллекции мецената Жака Дусе, французского Саввы Мамонтова. Карандашный автопортрет художника — из швейцарского частного собрания. А знаменитую “Даму у окна” предоставил наш Пушкинский музей.

— У нас знают Тулуз-Лотрека главным образом по “Танцу в “Мулен Руж”, портрету Ван Гога. А мы стремимся представить его с новой стороны, почти неизвестной широкой публике. Тулуз-Лотрек был не только замечательный художник, но и выдающийся литограф. Именно литографии и вошли в экспозицию, — подчеркнула куратор выставки Екатерина Селезнева.

Экспозицию открыли фотографии самого художника — низенького господина в твидовом пальто и котелке. Его цепкий и задумчивый взгляд напоминает сравнение художника с “ловчей птицей”: “Лотрек все время наблюдает, его лапка готова тут же выхватить нужное”. Это и выразительные жесты, позы, силуэты, помогающие создать яркие образы, сформировав неповторимый стиль самого художника. Выставка — это своеобразный итог наблюдений за бурной жизнью Парижа того времени.

Аристократ Тулуз-Лотрек вращался в богемных кругах, дружил с Полем Гогеном, соседствовал с Эдгаром Дега. Ходил в театры, кафешантаны. Но при этом запросто общался с простыми людьми. Например, с танцовщицами “Мулен Руж”, актрисами, певицами, проститутками, которые ему охотно позировали и с которыми он дружил. Это и актрисы Мэй Белфорт, Анна Хелд, Джейн Авриль, Ида Хит, Иветт Гильбер, клоунесса Ша-Ю-Као. Они-то и помогли ему стать настоящим художником, вдохновляя калеку Лотрека, отвергнутого женщинами-аристократками, на творчество.

Звезда кабаре Ля Гулю (“обжора”) стала героиней многих его полотен. А, например, эстамп “Дрессировщица в суде” примечателен тем, что Ля Гулю он изобразил цирковой артисткой с пуделем, протестующей против лживой морали высшего света. Причем никогда не стремившийся к приукрашиванию женщин на своих картинах Лотрек написал Ля Гулю гораздо более молодой и привлекательной, чем она тогда была на самом деле. А лица судей — в духе Гойи. Также о бурной парижской жизни свидетельствуют портреты нарядных зрителей, пришедших в театр, жокеи, умывающиеся аристократки, путешественники на яхтах и автомобилях.

Но работами художника в ГТГ не ограничатся. Скоро в одном из залов будет демонстрироваться и документальный фильм, посвященный Тулуз-Лотреку. А в конце марта в Третьяковке также состоится концерт музыки, которую любил мастер.

 



    Партнеры