Последние дни Его

«Страсти по Иоанну» в католическом соборе на православный Пост.

3 апреля 2008 в 15:32, просмотров: 387

Грустная история и чистая молитва. Последние дни Христа на земле. С 4 по 6 апреля в соборе Непорочного Зачатия Девы Марии исполнят «Страсти по Иоанну» Баха — впервые в концертно-сценическом варианте. В качестве дирижера выступит прославленный Винфрид Бёниг. Сам же концерт поставлен с использованием современных мультимедийных технологий.

Католический собор на Малой Грузинской давно стал мощным центром культурной жизни Москвы, умным, беспафосным, дорожку сюда торить не надо. В пол-восьмого вечера перед любым концертом уж и припарковаться негде, всё уставлено машинами дип-корпуса… Но здесь в завсегдатаях ходит не только вся «иностранная Россия», — какой меломан не оценит прозрачной церковной акустики? Или очень недурного духового органа «Теодор Кун», ранее (с 1955 по 2002 гг.) стоявшего в базельской кирхе, а потом перенесенного в Москву? Это же неразрешимая загадка — почему в тот же Дом Музыки на Павелецкой послушать бесподобный Клайс—Глаттер-Гетц собирается от силы сто-двести человек (на самых выдающихся органистов современности!), а в собор даже на электронику (там помимо духового, есть и электронные органы) просто валом валят. Что так притягивает?

Вот и недавно, в конце марта собор стал плацдармом для проведения Третьего органного симпозиума, организованного профессором Гнесинской академии г-ном Фисейским: среди выступающих были обозначены имена Вольфганга Зайфена (с Вечером органных импровизаций) и Юргена Зоннентайля (малоизвестные страницы европейского органного искусства).

Многое вошло уже в традицию. Например, фирменный «Реквием» Моцарта в исполнении Симфонического оркестра п/у харизматичного, но не понтового Эдуарда Дядюры; прекрасно помню исполнение прошлого года. Мы сидели буквально в 20 сантиметрах от 3-4-го пульта скрипок: девушки-музыканты едва не касались нас локтями при игре. И это потрясающе. Звук внутри оркестра, конечно, совсем иной, но эта сопричастность дорогого стоит. Хотя всё вышло по необходимости: в галерее физически нельзя было подставить ни одного дополнительного стула!

Вот и сейчас католический собор (совместно с благотворительным фондом «Искусство добра») замыслил в дни православного Великого поста дать в концертно-сценическом варианте «Страсти по Иоанну» И.С. Баха. Для великой музыки нет конфессиональных различий: 4, 5 и 6 апреля дирижер Винфрид Бёниг (Германия) вместе с немецкими и российскими музыкантами поведет нас дорогами да тропами Святой Земли, — какие лица и какие лики мы узнаем по пути?..

Кстати, маэстро Бёниг нам хорошо известен. Уже с 13 лет он стал играть на органе, потом обучался в Высшей школе музыки в Мюнхене как по классу органа, так и дирижирования. С 2001-го является музыкальным директором, главным органистом Кёльнского кафедрального собора.

Что интересно, действо-концерт будут поданы утонченно-новаторски: режиссер Игорь Меркулов выстроил целую свето-музыкальную драматургию, используя декорации и опираясь на пространственные особенности собора. Особо будет выставлен свет, привлекается жанр пантомимы, используются мультимедийные технологии.



    Партнеры