“Он нес Расею за плечами”

В столице начинаются “Светлановские недели”.

«…Жили на свете великие русичи», — это о Евгении Светланове, мощном богатыре — дирижере и композиторе, к 80-летию которого Москва дает пышный бал-фестиваль на полтора месяца, — и чего здесь только не прозвучит…

Евгений Федорович… в пафосности эпитетов можно не соревноваться: он много записывался, его наследие доступно, и скоро, стараниями супруги, попадет в фонотеки всех музыкальных школ. Как эталон. А юбилейные «Светлановские недели» лишь подчеркнут полноту его музыкальных пристрастий — от высоких симфоний до популярных шлягеров: «я свеча, которая горит с разных сторон».

—      Знаете, от исполнения Евгения Федоровича, от того, как играл оркестр — хотелось жить, — говорит близкая подруга маэстро актриса Ирина Купченко, — и это несмотря на самые трагические ноты. Через десять, двадцать лет нас не будет, рассказывать о Светланове-человеке будет некому. А вот музыка останется…

Какое жизнелюбие! И страстный рыбак, и грибы собирал, — посмотришь на него и решишь, что он запросто мог жить себе где-то в деревне, столярничать, — весь был от земли. От природы.

Василий Лановой вспоминает:

—      Недалеко от Никитского бульвара есть дом, где мы с Ириной когда-то жили. И вот он придет (особенно когда супруги не было), сядем с ним на кухне… не могу сказать, что пели, но… пили. Пивали. Иногда. Ну и что? Ничего страшного. Такие удивительные разговоры вели: я — охотник, он — рыбак. Ну и конфликты кухонные возникали на этой почве… Я жалел, что ни разу не был с ним на рыбалке, а он — что со мной на охоте. В рыбалке он — бог, как и в музЫке. Вот эта «расейская мощь» прорастала —  в музЫке всегда нес Расею за плечами.

И при этом всему удивлялся, открывал мир заново, это как наш Гриценко, актер гениальный, тоже… при нем можно было сказать — «Вы слышали? Солнце тут временно возьмут на ремонт!» — А он: «Ну да?» — но тут же спохватившись — «да ну брось!». Но «ну да?» было. Такой же и Светланов. Женя. Эх, были великие русичи…

…Концертом 27 сентября в БЗК продирижирует давний друг мастера Владимир Ашкенази; сыграют «Бурю» Сибелиуса, «Матушку-гусыню» Равеля, «Колокола» Рахманинова. А спустя месяц завершат череду музыкальных приношений Николай Петров, Лариса Долина и Александр Градский яркой гроздью шлягеров Леннона, Гершвина, Бернстайна…

Александр Градский:

— Есть такое понятие — родственная душа, поступки, родственный пофигизм. Вот он, казалось бы, великий мастер, а в трениках на велосипеде ездит в Большой театр на репетицию… Или такое помню. Совсем молодым человеком я записывался в 5-й аппаратной Дома Радиовещания. А в это время Светланов внизу репетирует: через стекло мы видим оркестр, микрофоны стоят. И вдруг мой звукорежиссер стирает четыре последних оркестровых аккорда. Не ту кнопочку нажал. Ой, говорит, какая неприятность. Что это означало? Нужно было вызывать человек сто оркестр, а это денег немереных стоило, я за все платил сам, без штанов к тому времени остался.

А тут смотрю — оркестр за стеклом. Но надо меня знать. Спустился, стоит Светланов. Подхожу, говорю — «Здравствуйте, меня зовут Александр Градский, вы меня не знаете, а я вас знаю очень хорошо. Может ваш оркестр четыре аккорда записать? Благо, вы уже сидите, микрофоны стоят. Чего там?». Ну я попер… думаю — пошлет, значит, пошлет. А он говорит: «Хорошо, только я дирижировать не буду». Вот так просто.

…6 ноября в исполнении пианиста Владимира Овчинникова мы впервые услышим светлановский концерт, он-то говорил о себе, что «я сначала композитор, а уж потом дирижер». И свет его не померкнет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру