Вся соль грузинского народа

На Винзаводе закатили “Семейный кутеж”

3 декабря 2008 в 18:33, просмотров: 530

В галерее “Проун” такого ажиотажа не бывало, пожалуй, никогда. Чтобы рассмотреть картины, приходится чуть ли не локтями пробивать дорогу к шедеврам. Интерес неудивителен. К 90-летию со дня ухода Нико Пиросмани открылась выставка “Семейный кутеж”. Всего 19 картин и несколько рисунков, газетных выдержек и статей первооткрывателей самородка из Тифлиса. Последний раз Пиросмани выставляли в 1986 году в музее Востока.

Каждая картина здесь — шедевр. Одна из самых больших работ — “Обед тифлисских торговцев”. Черные национальные наряды мужчин, сидящих за столом, контрастируют с белой скатертью стола и таким же светлым фоном. Один из торговцев произносит тост, другой наливает в бокал. Привлекает внимание задумчивая фигура мужчины с золотым граммофоном. А вот “Иранский лев”: в лапе сабля, за спиной солнце (у которого тоже есть лицо), глаза горят... Вот вывеска “Чай-пиво”. Молодой официант одной рукой держит два чайника, откуда-то сбоку тянется рука с пивной кружной. Создание вывесок для пивных, булочных и лавочек было основным занятием знаменитого мастера “наивного искусства”. Работал Нико Пиросмани в бедных районах. А материалом для его работ служили клеенки и картон. Но невероятная манера Пиросмани все-таки была открыта миру. Первооткрывателям Николая Аслановича Пиросманашвили (так полностью звучит имя художника, хотя все больше привыкли к уменьшительно-ласкательному Пиросмани) посвящена часть выставки.

— Это некая предыстория, — поясняет куратор выставки Марина Лошак. — Без нее не было бы Пиросмани. Три молодых художника, друзья Михаила Ларионова, выдающегося русского авангардиста, решили собрать и открыть этого художника, ремесленника из Тифлиса. Сумели увидеть, насколько это большое искусство.

Эта троица — братья Кирилл и Илья Зданевичи и Михаил Ле-Дантю. Именно они привезли несколько работ Пиросмани в Москву и включили их в выставку неопримитивистов “Мишень”, где выставлялись также профессионалы Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Марк Шагал и др. После этой памятной выставки в 1913 году (каталог которой, кстати, тоже включен в экспозицию) началась слава Пиросмани, которая с каждым годом росла. Вскоре Пиросмани покорил Францию. Даже Пикассо сделал один из эскизов (он тоже представлен) для монографии Пиросмани.

Пиросмани умер в 1918 году. В России “вторая жизнь” мастера началась с 1960-х, когда Булат Окуджава написал о Пиросмани “Песенку”, а Георгий Шенгелая снял о мастере фильм.

И как-то само собой мы привязались к этому художнику. Наверное, поэтому так сложно было Марине Лошак собирать эту выставку. Коллекционеры просто не хотели расставаться с картинами.

— Мы собирали выставку с огромными трудностями, — рассказывает Марина. — 19 работ, представленных здесь, — из 11 частных собраний. И каждый человек, у которого висит Пиросмани, ужасно не хочет его отдавать. Это такой художник, видя которого каждый день, понимаешь, что жить без него просто невозможно.

 KOR_8911.JPG

 KOR_8902.JPG

Фото Аександра Корнющенко.





Партнеры