Руками трогать!

Какие оригинальные музеи могут появиться в столице

3 декабря 2008 в 17:51, просмотров: 1218

Если слово “музей” у вас до сих пор ассоциируется с пыльными экспонатами под витриной и табличкой “руками не трогать!” — вы отстали от жизни. В большинстве столичных музеев уже давно есть специальные программы, где предметы можно трогать, щупать, примерять на себя, разглядывать под микроскопом. Более того, со следующего года москвичи смогут принять участие в музейном реалити-шоу! Почему интерактив становится одной из форм работы сотрудников учреждений культуры и о создании каких необычных музеев они мечтают, узнал корреспондент “МК”.

— Наша задача популяризировать коллекции, которые мы храним. Но не просто выставить их за стеклом, а привлечь публику и помочь ей понять и познать тот или иной экспонат, — считает директор Биологического музея им. Тимирязева Елена Чусова.

Почему музей решил ввести интерактивные программы? Все очень просто: есть предметы, которые являются частью коллекции и трогать их нельзя. Но согласитесь, публике, а особенно детям, такая экскурсия быстро наскучит. Поэтому музейщики пошли на компромисс. Основной его принцип заложен в действующей сейчас интерактивной программе для детей “ИСКпедиция в страну Винни-Пуха”.

— Выставочный зал предстает перед юными посетителями в виде Зачарованного леса, в котором живут главные герои историй про плюшевого медвежонка. Дети могут заглянуть в окошко дома Винни-Пуха, позвонить в колокольчик и открыть дверцу в домик Совы, а также “погостить” в норе Кролика. Но кроме этого в каждом из домов их ждет задание, направленное на то, чтобы лучше понять и познать сказку, — рассказывает г-жа Чусова. — При этом здесь же, на “территории леса”, за стеклом, представлены подлинные рукописи Бориса Заходера, а также чучела медвежонка и совы.

А вот другой вариант: в одной из программ посетителям не просто предлагают узнать, как устроено зрение стрекозы, но и “примерить” на себя взгляд насекомого. Для этого нужно надеть специальные очки — и мир сразу разобьется на сотни мелких глазков (у стрекозы, как известно, сетчатое зрение). Но останавливаться на достигнутом сотрудники музея не собираются, уже в следующем году посетители смогут наблюдать на большом экране за жизнью растений и животных под микроскопом в режиме реального времени!

— Речь идет о программе, аналогичной реалити-шоу. С помощью специальной техники на экране будет транслироваться изображение живого объекта в многократном увеличении. Например, растение-хищник. В это время сотрудник музея поясняет, как оно устроено, и демонстрирует, каким образом растение ловит насекомых, — раскрывает секреты новинки г-жа Чусова. — Мы планируем запустить эту программу в первой половине 2009 года.

Впрочем, к интерактивным программам, как выяснилось, неравнодушны практически все музеи Москвы. Каждый год в столице в рамках городского конкурса “Московские мастера” проходит состязание на звание лучшего музейного работника-экскурсовода. Однажды конкурсантам предложили пофантазировать на тему: какой музей вы хотели бы открыть в Москве? Результаты превзошли все ожидания. Вот только некоторые музеи будущего.

Музей национальной космонавтики

Марат Фаткудинов из Мемориального музея космонавтики предложил поистине фантастический проект. По его замыслам, посетители музея смогут испытать на себе все прелести космического дела. Например, вкушать космическую пищу в космическом кафе, попробовать на тренажере свои силы перед полетом в космос и, наконец, совершить виртуальный космический полет! Оборудование, по задумке Марата, предоставит Центр подготовки космонавтов. В планах также открытие галереи космического искусства, где можно будет увидеть тематические фильмы, снятые в трехмерном изображении, и познакомиться с биографией великих космонавтов.

Музей родного слова

Вроде бы на первый взгляд обычный музей предложила создать Анна Акимова, сотрудник музея-панорамы “Бородинская битва”. Но не стоит спешить с выводами. Всего, по задумке Анны, в музее должно быть три зала: первый — звучащего слова, второй — письменного слова, третий — меткого слова.

В первом зале предполагается огромная сенсорная карта, на которой можно выбрать несколько губерний и послушать, как одно и то же слово звучит в разных точках России. Во втором зале восстановлена келья летописца. Здесь посетители смогут сами попробовать написать буквы кириллицей на пергаменте. И, наконец, в третьем зале можно будет с помощью компьютера узнать происхождение любой крылатой фразы, а также увидеть, какие подобные афоризмы есть в других странах. Например, в русском языке есть поговорка “Когда рак на горе свистнет”, в Болгарии эта фраза трактуется так: “Когда свинья в желтых шлепанцах заберется на грушу”.

Музей московского дворика XX века

Вполне реализуемый проект музея предложила Анна Шаронова, сотрудник Биологического музея им. Тимирязева.

— Сейчас в центре Москвы практически невозможно увидеть старый дворик XX века, а это наша молодость и юность наших родителей, — так начинает презентацию своего проекта Анна. — А вы только представьте себе: заходите во двор, а там деревянный столик, патефон поет голосом Утесова “Дорогие мои москвичи”, сохнет белье на веревках, в песочнице забытая деревянная лошадка… и вы сразу переноситесь в прошлое.

И даже подъездные двери — не железные, как сейчас, а деревянные, — выкрашены коричневой краской. Дальше входим в само здание музея, где длинный и узкий зал имитирует московские переулки. Здесь большое количество вещей, которые ушли из обихода москвичей безвозвратно. Это автоматы с газированной водой с сиропом за 3 копейки и громоздкие деревянные фотоаппараты с черной шалью, которыми ловко орудовали уличные фотографы. И повсюду портретные галереи, запечатлевшие лица эпохи. Закончить экскурсию, по задумке Анны, можно будет в типичном буфете советских времен под звучание авторских записей Окуджавы.

Музей дождя

Андрей Шаповалов, сотрудник Дарвиновского музея, предложил очень необычный проект музея. В нем предусмотрено специальное приспособление, которое производит искусственный дождь. Причем каждый посетитель сможет выбрать дождь по своему вкусу. Например, в понедельник грибной дождик, во вторник влажный тропический, в среду дождь из лягушек, как у Чуковского, в четверг для панков и химиков кислотный дождь, в пятницу ночной сеанс дождя с раскатами грома и т.д. Молодой человек не вдавался особо в детали, как именно с технической точки зрения сможет реализоваться полет его фантазии. Главное — оригинальность задумки, ну и, конечно, вдохновение.

Помимо этих проектов на конкурсе представлялись также центр морской славы России, музеи служебной собаки, кулинарного искусства, одежды, чая, головных уборов, русской бальной культуры и даже музей архитектурных руин.

* * *

Конечно, эти проекты пока в стадии фантазий, но важно другое — все музеи будущего планируются исключительно на интерактивной основе. Конечно, если сравнить существующие в России музеи с тем же музеем внутренних органов человека в Голландии (здание представляет собой тело человека, внутри которого путешествуют посетители), то понимаешь, что Запад пока на шаг впереди. Однако директор Биологического музея им. Тимирязева г-жа Чусова уверена, что и у нас перемены не за горами.

— Музеи все чаще приходят к осознанию того, что работать с публикой через интерактив — не просто интересно, а нужно. Публика же постепенно осознает, что музеи — не просто пыльное хранилище экспонатов, а живая экспозиция, которая может многое рассказать и по-настоящему понравиться.

Необычные музеи, уже существующие в Москве

Музей “Русские валенки”

Что: В музее можно не просто узнать все об этой исконно русской обуви. Здесь представлены разнообразные модели: от вышитого валенка конца XIX века до войлочных сапог, в которые были обуты российские спортсмены — участники Олимпиады 2002 года.

Где: 2-й Кожевнический пер., д. 12.

Как добраться: м. “Павелецкая” (радиальная), выход к Павелецкому вокзалу. По Кожевнической улице до Новоспасского моста, напротив моста направо на 2-й Кожевнический переулок. Пройти 100 метров, справа кирпичное здание “Музей “Русские валенки”.
    
Музей “Подпольная типография 1905—1906 гг.”

Что: один из самых необычных музеев, настоящая историческая реликвия. Он расположен в старом районе Москвы, в трехэтажном здании — типичном образце московского доходного дома конца XIX века. Здесь, по соседству с полицейским участком, в дни первой русской революции находилась подпольная типография, прикрытием которой был магазин “Торговля кавказскими фруктами Каландадзе”. Собственно типография представляет собой вырытую в земле пещеру, где стоит подлинная печатная машина “американка”. Попасть туда можно через замаскированный лаз из колодца для стока грунтовых вод.

Где: ул. Лесная, д. 55.

Как добраться: пешком от ст. метро “Белорусская”, “Менделеевская”.

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов

Что: За 40 лет энтузиасты Ломаковы собрали уникальную коллекцию — 130 исторических автомобилей и мотоциклов. Основатель музея коллекционер автомотостарины Дмитрий Александрович Ломаков начал создавать его еще в 1987 году — и достраивает и развивает музей до сих пор. А начало династии коллекционеров и реставраторов автомотостарины Ломаковых положил его отец Александр Алексеевич Ломаков (он еще в 1959 году реставрировал “Роллс-Ройс” 1916 года, на котором ездил Владимир Ленин, а до него — брат Николая Второго Михаил Романов).

Где: ул. Краснодарская, землевладение у дома № 58 (это огороженная территория, на которой стоит большой белый ангар, и на нем есть большая надпись “Ломаковский АвтоМотоМузей”).

Как добраться: пешком от ст. метро “Люблино” (садиться в последний вагон из центра, в переходе идти направо, и еще раз направо), далее пешком 350 метров в сторону торгового комплекса “Москва”.



Партнеры