Абсурд правит бал

Прошел конкурс для молодых драматургов «Премьера».

9 декабря 2008 в 12:50, просмотров: 1484

Четыре дня – с четверга по воскресенье – театральный центр имени Мейерхольда напоминал знаменитое литературное кафе из Серебряного века «Бродячая собака». «Да, я любила их, те сборища ночные, На маленьком столе стаканы ледяные, Над черным кофеем пахучий, зимний пар, Камина красного тяжелый, зимний жар, Веселость едкую литературной шутки…», писала Ахматова про литературные клубы. Разница в том, что на «Премьере» читали не стихи и не прозу, а драму.

Практикум для молодых драматургов «Premiera.txt» сделал все, чтобы сокровищница современной пьесы пополнилась шедеврами. Шутка про то, что пьесу писать легко, слева – кто говорит, справа – что говорит, остается шуткой. А правда в том, что слова из чеховской «Чайки» («в вашей пьесе трудно играть, в ней нет живых лиц») можно применить почти ко всей современной драматургии. Драматургами не только рождаются, ими еще и становятся. Для усовершенствования мастерства, для обмена опытом и был создан в 2001-м году драматургический практикум «Премьера». В этом году он прошел в восьмой раз.

Члены жюри – критики Алиса Никольская и Эльмира Болотян, драматурги Алексей Зензинов, Александра Колесникова и Светлана Кочерина – отобрали шорт-лист из присланных из разных городов России и русского зарубежья пьес. Всего их на конкурс пришло около 600.

В шорт-лист вошли очень разные по жанру и по тематике пьесы. Жесткая, реалистическая драма «Жалко сожженную заживо Жанну» Григория Егоркина (Магнитогорск) – о том, как у двух забеременевших старшеклассниц одновременно случился выкидыш в школьном туалете. Кстати, после читки пьес происходят обсуждения, куда организаторы приглашают «специальных» людей. Критики, режиссеры, актеры, драматурги… О Егоркине говорил Михаил Угаров. Пьесу «Мама» – первое слово, дороже второго» Светланы Самойленко из Тюмени обсуждала драматург, поэт Елена Исаева. Это семейная трагедия на тему «враги человека – домашние его». Ты можешь много лет быть рабом для своих родственников, но рано или поздно происходит бунт. «Куда ушел Лесли Хауард?» Марии Рождественской – мелодрама о дружбе трех стариков, которые пронесли эту дружбу через много-много лет. В этой истории разбирался драматург Александр Коровкин. «ТРЦ» Евгений Казачкова, молодого, но уже известного в узких кругах московского драматурга, – сатира в стиле «Фитиля» о лейблах, марках, трендах, брендах… И о людях, у которых в глазах одни лейблы, тренды и бренды. «Поиграем в города» Елены Шахновской – это пьеса-тренинг. Разыгрываемый перед зрителем сюжет только в финале открывает свою сущность: это был обычный психологический тренинг, используемый при приеме на работу. «Сауна» Ирины Речицкой – пьеса о женской бане… То есть о сауне. Где судьбы подруг скрещиваются, где изливаются горести, где хвалятся радостями, куда даже новости о рождении и смерти приходят с опозданием.

Наконец, победитель – Александр Сергеев из Екатеринбурга, псевдоним – Алекс Бьерклунд. Его пьеса «Недочеловек» – это кивок в сторону знаменитого абсурдиста Беккета и иже с ними, а также прекрасная альтернатива для тех, кто от мелодрам и чернухи несколько устал. В обычной семье – мама-папа-дочь – из пола вырос человек. Сначала по голову, потом по пояс, потом целиком. Вырос и соблазнил всю семью, включая главу семейства. От этого странного явления семья решила в итоге избавиться. И непонятный мужчина обратно «урос» в пол.

Ежегодный мастер-класс в рамках «Премьеры» в этом году читал знаменитый драматург Виктор Славкин. Драматурги то записывали за ним, то бросали ручки и начинали хохотать. Виктор Иосифович, автор знаменитой пьесы «Взрослая дочь молодого человека», выпускник арбузовской студии, рассказал много важных для драматурга вещей. Например, что надо обязательно писать две пьесы одновременно.

Последний проект «Премьеры» в этом году – спектакль «Маленькая премьера». Актеры Театра юных москвичей в возрасте от 12 до 16 сыграли спектакль по пьесам, написанным с их же слов. Драматурги провели с ними откровенные беседы, пытаясь понять, что же в голове у этого молодого поколения, что его волнует, с какого боку к нему подойти. Драматурги – Нина Беленицкая, Александра Колесникова, Ирина Горюнова и многие другие – попали, что называется, в яблочко. Спектакль оказался уникально животрепещущим, скорее – живым, настоящим, актуальным. Об отношениях с родителями, о потере девственности, о предательстве, о дружбе, о деньгах… По номинации «Пьеса для детей и подростков» в шорт-лист вышла пьеса Рахиль Гуревич «…Хочу быть маленькой и худой…» – о комплексах, которые мучают девочек в 14 лет, и о том, как от них избавиться – физически и психологически. Ее разбором занимался Владимир Ананьев, профессор ВГИКа, режиссер Театра клоунады.

А Алексу Бьерклунду, создателю образа недочеловека, подарили стул. Стул как символ рабочего места драматурга традиционно дарят на «Премьере». Алекс увез его во Внуково, чтобы лететь домой. А тем временем скоро начнется прием пьес на новый сезон – «Премьера-2009».



    Партнеры