Бабушка перформанса — мама провокаций

Марина Абрамович — “МК”: “Искусство меня чуть не убило”

10 декабря 2008 в 19:22, просмотров: 606

Обмотать вокруг головы питона? Пустить по телу пять гремучих змей? Вырезать лезвием на животе пятиконечную звезду? Вы скажете: безумие! Нет, это знаменитые перформансы Марины Абра`мович. Такие эксперименты легенда современного искусства проделывала в 70-х. Сейчас “бабушке перформанса”, как часто называют Марину, уже 62. В 2010 году она собирается повторить 90 самых знаменитых своих перформансов за три месяца. А пока женщина-легенда приехала в Москву, чтобы вручить премию Кандинского лучшим художникам. “МК” встретился со скандальной красоткой.

— Все началось, когда мне было 8 или 9 лет, — рассказывает Марина. — Мой папа был революционером и ничего не понимал в искусстве. Но как-то раз он преподал мне урок. Мы купили масляные краски и холст. И вместо того чтобы взять в руки кисть, папа вылил разные краски на холст. Потом добавил туда клея и все перемешал. Так началось мое знакомство с современным искусством. 

Марина начала шокировать публику с юных лет.  Один из самых первых ее перформансов чуть не убил ее!

— Это было в Милане, в галерее Studio Mona. Перед зрителями были разложены самые разные предметы: ручки, карандаши, книги, ножницы... А кроме всего прочего на столе лежал пистолет. Около пяти часов публика делала со мной все, что хотела. Я была будто в трансе. Они рисовали на мне, раздевали, наряжали в разные одежды. В итоге кто-то вложил мне в руку пистолет. В нем была одна пуля. А другой посетитель засунул дуло мне в рот. Я уже была готова к концу. Боялась, но не двигалась. Все-таки кто-то вынул пистолет из моей руки. Когда все закончилось, я долго не могла привыкнуть вновь управлять своим телом.

В 1975 году Абрамович встретила немецкого художника Улая — удивительно, но он родился с ней в один день, правда, на три года раньше. С этого момента они стали неразлучны и в течение 12 лет удивляли публику на пару.

— В 70-е мы с Улаем жили в трейлере. Это был самый дешевый способ существования для художников. На перформансах много не заработаешь. Приходилось даже коров доить... Однажды мы сделали перформанс “ААА-ААА”. Несколько часов мы кричали друг на друга. Когда во всю глотку кричишь, рождаются неожиданные звуки, напоминающие вопли ребенка. После этого я месяц не могла говорить.

Сегодня Марина Абрамович — культовая фигура в искусстве, обладательница многих наград. В 1997 году она получила “Золотого льва” на Венецианской биеннале, о чем мечтает каждый художник. Ее работы — в самых знаменитых музеях. А в 2010 году Марина представит публике 90 своих старых перформансов и несколько новых.

— В течение трех месяцев я буду в музее с открытия до закрытия, по 8 часов в день. Дело в том, что многие мои работы не записаны. Остались плохие фотографии, не очень качественное видео или просто описание. Я хочу оживить мои работы, дать им вторую жизнь.





Партнеры